В центре внимания - Украина

Эскалация ситуации на Украине вернула тему глубокого социального конфликта в этой стране в центр внимания польских политиков и СМИ. В среду, 22 января, президент Польши Бронислав Коморовский созвал специальное заседание Бюро национальной безопасности, посвященное ситуации на Украине. После этого заседания он сказал: - С огромным беспокойством мы воспринимаем информацию о том, что в столице Украины пролилась кровь. Это может означать дальнейшую эскалацию конфликта, рост агрессивных настроений и может означать угрозу постоянного глубокого конфликта, который, несомненно, не послужит ни Украине, ни украинскому народу, а тем более его прозападным стремлениям.

Министр иностранных дел Радослав Сикорский, который представил на этом заседании ситуацию на Украине, отмечал: - Мы советовали украинским властям, но они сейчас слушают советы извне Европейского Союза. Курс на Европу, реформы - это путь к благосостоянию и укреплению независимости. Клептократия и репрессии могут завести ее лидеров в регионы, в которые они не хотели бы попасть, к обезволиванию. По мнению министра, на Украине может произойти дальнейшая эскалация ситуации. - Есть такие люди, которые заинтересованы в такой эскалации - подчеркнул Сикорский.

В целом польское правительство ведет себя сдержанно. Премьер Дональд Туск на заседании Бюро национальной безопасности подчеркнул: - Откровенно говоря: мы будем предостерегать политиков как в Польше, так и в Европе перед слишком быстрым аукционом санкций, поскольку санкции по отношению к Украине будут последним инструментом. Туск напомнил, что эффективность ранее наложенных санкций, например, по отношению к Белоруссии "мягко говоря, не впечатляет".

Генерал Станислав Козей, руководитель Бюро национальной безопасности, представляя итоги заседания в интервью одной из газет, отметил, что Польша готова принять беженцев из Украины и создать для них лагеря. Однако сделал оговорку: - Думаю, что нет смысла распутывать самый черный, мало возможный сценарий. Аналогии с польским военным положением может быть и обоснованы в теоретическом смысле, но не в практическом. Однако у нас была "Солидарность", великое массовое движение, которое было организовано и охватило всю страну. Майдан - это специфическая концентрация людей. Он не управляем, нет лидеров. Это абсолютно что-то иное, чем "Солидарность".

С особым возмущением ведущие польские средства массовой информации преподносили тот факт, что члены спецподразделения "Беркут" стреляют резиновыми пулями в журналистов и фоторепортеров. Кому-то из них пуля попала в ногу, другая пуля застряла в объективе телевизионной камеры репортера, снимающего сцены уличной битвы. - То, что происходит на Украине, вызывает наш решительный протест. Власти Украины вышли на путь, ведущий к авторитарному режиму - комментировала в этом контексте ситуацию Данута Пшивара, председатель Хельсинкского фонда прав человека в Польше.

В свою очередь заседающие в понедельник, 20 января, в Брюсселе министры иностранных дел Евросоюза остро критиковали изменения в украинском законодательстве, касающиеся ограничений свободы массовых собраний и свободы печати. - Эти законы могут в значительной степени ограничить фундаментальные права украинских граждан - написано в совместном заявлении по окончании этой встречи министров.

В свою очередь Совет Евросоюза на этой неделе призвал правительство Украины к отмене этих изменений в законодательстве и обеспечению того, чтобы украинское право соответствовало международным и европейским стандартам, соблюдать которые обязались власти этой страны.

Польские аналогии

В своих "украинских" эмоциях польские средства массовой информации забыли о том, что в Польше полиция также стреляла в представителей прессы резиновыми пулями. В 1999 году фоторепортер Роберт Собкович после выстрела резиновой пулей полицейским из спецподразделения потерял глаз. Это произошло в то время, когда полицейские разгоняли легальную демонстрацию работников предприятия оборонной промышленности "Лучник", проходившую в Варшаве. В определенный момент демонстрация переродилась в столкновения с полицией, которая применила оружие с резиновыми боеприпасами.

Недавно после 12 лет хождения по судебным мукам фоторепортеру удалось получить от полиции возмещение ущерба на сумму 250 тысяч злотых (около 80 тысяч долларов). В соответствии с решением суда ему была присуждена также пенсия по инвалидности.

Ему пришлось пройти через два судебных дела: в первом он доказал вину полиции в том, что стал инвалидом, а затем во втором - потребовал от государства возмещения причиненного ему ущерба. Суды разных инстанций подчеркивали, что полицейские "явно стреляли с нарушением предписаний в направлении демонстрантов" и продолжали обстрел даже тогда, когда наиболее активные из них уже прекратили свои атаки. При этом полицейские не оказали серьезно раненому фоторепортеру никакой первой медицинской помощи - и этот факт судьи сочли "поведением, заслуживающим сурового осуждения".

Что касается проблемы ограничения свободы массовых собраний, то, по иронии судьбы, на этой неделе польский Сейм занимается президентским законопроектом изменений в законодательстве, который предусматривает запрет на закрывание лица во время демонстраций. Это ответ президента Бронислава Коморовского на беспорядки во время Марша независимости 11 ноября прошлого года, когда группы хулиганов атаковали, в частности, посольство России в Варшаве.

Причем это уже вторая попытка польского президента ввести такое ограничение в законодательство о массовых собраниях. Первую из них он предпринял после беспорядков, которые имели место на два года раньше, 11 ноября 2011 года. Но, в конце концов, тогда он отказался от идеи таких изменений из-за "сомнений конституционного плана". Речь идет о том, что польский Конституционный суд еще в ноябре 2004 года указал, что "не каждый случай закрытия лица (что приводит к невозможности идентификации человека) представляет собой потенциально опасное деяние либо предсказывает, что массовое собрание изменит свой мирный характер".

Братство не все любят

Конечно, не только проблемами Украины жила на этой неделе Польша. Было по крайней мере несколько интересных событий, затрагивающих Россию. Полиции до сих пор не удалось задержать всех участников нападения на российское посольство в Варшаве 11 ноября прошлого года, поэтому опубликовала фотографии членов хулиганских групп.

В следственном изоляторе находится пока только обвиняемый в поджоге охранной будки польской полиции у ворот посольства. Двум другим задержанным прокуратура не предъявила обвинений из-за слабости собранных против них материалов и освободила их из-под стражи.

В свою очередь, Институт национальной памяти (учреждение, которое финансируется из госбюджета) в связи с годовщиной освобождения Варшавы от немецких оккупантов в январе 1944 года начал "наступление" на памятник "Братства по оружию" (созвучный памятник - Советско-польского братства по оружию - находится в Рязани).

В ноябре 2011 года памятник был демонтирован в связи со строительством станции второй линии метро в Варшаве. По окончании работ в этом году он должен вернуться на свое место (с незначительной перестановкой), неподалеку от Православного кафедрального собора.

Сотрудники института в рамках своей акции, в частности, раздавали листовки с информацией о том, что памятник - это "символ власти Иосифа Сталина над Польшей" и требовали его ликвидации. В то же время, как показывают последние опросы общественного мнения, большинство жителей Варшавы регулярно высказывается за то, чтобы памятник вернулся (опрос в ноябре прошлого года: 55% - за, 23% - против).

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы