Собранные в Белоруссии китайские легковые автомобили предназначены для людей с небольшим достатком, готовых смириться с поломками и непрестижным брендом. Об этом 21 января заявил Александр Лукашенко, принимая в своей новой минской резиденции руководителей избранных СМИ.

В ходе мероприятия зашла речь о модернизации. Лукашенко обратился к примерам в промышленности, обосновывая правильность избранного курса. По мнению руководителя республики, небольшая прибыль белорусских предприятий обусловлена, в том числе, большой зависимостью от импортных комплектующих. В качестве примера он привёл Минский тракторный завод (МТЗ).

"Вы знаете, сколько мы чистыми имеем от одного трактора? Продаём трактор: $15 тыс, $9 тыс, $20 тыс - энергонасыщенный. Вы слышали эту цифру? Мы имеем примерно $350 с каждого трактора. Всё остальное расходится - покупаем комплектующие - там, там, там и прочее. Знаете, меня это угнетает. Да, имели 50 вообще, сейчас повысили. Но что такое из этих тысяч государство получает только это. И только от объёмов больших получается там сотня миллионов долларов. Это ненормально. И что, я как президент, зная это, должен спокойно на это взирать? Нет. И это тоже направление модернизации", - сообщил Лукашенко.

Затем он обратился к примеру созданного под Борисовом (Минская обл.) предприятия по сборке китайских автомобилей марки Geely, сказав: "Я говорил о производстве автомобилей "Джили" с китайцами. Вы показывали, но вы не сказали главного: это была моей мечтой давно президентской. Я давно мучился: Ну не можем - производим автобусы, автомобили большегрузные, в мире вообще БелАЗы 3-4 компании производит (вероятно, имелись ввиду конкуренты жодинского "БелАЗ", - прим. ИА REGNUM) - мы не можем произвести для народа нормальный автомобиль".

По словам Лукашенко, китайские автомобили "Джили" столь хороши по качеству, что "Европа стонет от этого", а кроме того они привлекательны по цене. С просьбой построить автозавод в Белоруссии Лукашенко обратился к руководству Китая, в частности - к председателю КНР Си Цзиньпину: "Я хочу, чтобы у нас был небольшой завод. Я хочу, чтобы был недорогой автомобиль - даже если он будет не такой качественный, как нам хочется, но его можно за нынешних 9 или 10 тыс долларов купить, и будет производство здесь, сервис будет - мы заменим какую-то некачественную деталь, если Давыдько (председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, - прим. ИА REGNUM) выехал на нём и где-то что-то случилось. Ну, и "Мерседесы" же ломаются - я это точно знаю, и другие машины - всякое может быть". По прошествии долгого времени, продолжил Лукашенко, председатель КНР принял решение "быть здесь заводу" и первые собранные в Белоруссии автомобили "хорошо пошли".

"Конечно, Казиятко (руководитель одного из гостелеканалов Юрий Казиятко, - прим. ИА REGNUM) не поедет на нём - он же большой человек! Ему надо Mercedes! Но это на него и не рассчитано. А когда простым станет смертным человеком - может быть и купит, а может быть и детям, а может быть и в качестве первого автомобиля кто-то своим детям купит - всякое же может быть, - добавил Лукашенко. - $9-10 тыс, с учётом кредит, это уже небольшие деньги - ниже вряд ли купишь, даже если до $15 тыс будет стоить нормальный автомобиль, опции нормальные".

"То есть я одобрил этот автомобиль, и мы сегодня ведём тяжелейшие разговоры, даже не переговоры, тут юридически они не могут нам препятствовать, с Россией и другими о том, чтобы свободно продавать эти автомобили. Никто же не хочет пускать на свою территорию, - продолжил он. - И Россия там не одна! Она не в одиночестве там, чтобы торпедировать этот проект - там же немцы продают автомобили. Оттуда японцы продают, да и сами китайцы другие автомобили, да и эти тоже продают - у них есть там завод где-то за Кавказом, этот завод такой же есть, небольшой. Европейцы против все! В этот рынок перенасыщенный очень трудно протиснуться", - сказал Лукашенко.

"Но я думаю так, что мы потихоньку-потихоньку будем идти к этим 120 тысячам (плановому объёму выпуска Geely в год, - прим. ИА REGNUM). Тем более если китайцы вкладывают $600 млн в этот завод - значит, они же тоже о чем-то думают, - продолжил Лукашенко. - Ну, в крайнем случае, на свой рынок заберут эти автомобили - в крайнем".

"Но для меня важно, что мы дадим своему человеку новый автомобиль. Ну, скажем так, среднему человеку - может, даже ниже среднего. Рачительный человек, который умеет экономить - он купит этот автомобиль. Сэкономил где-то, взял кредит, одолжил у родственников - он купит за $10 тыс этот автомобиль. Поэтому, для меня это было важно. И этот автомобиль потянет за собой работу десятка высокоэффективных предприятий. Мы там будем комплектующие производить. Что ж мы, из Китая всё будем возить?", - сказал руководитель постсоветской республики.

Лукашенко сообщил также, что на белорусские автобусы марки "МАЗ", построенные по проектам Neoplan (NEOMAN Bus - дочернее предприятие MAN AG), пользуются большой популярностью не только в Белоруссии. "Не удовлетворяем спрос - спрос бешеный", - заявил он, отметив, что на грузовые автомобили этой же марки спрос невелик из-за кризиса.

"Страна высокоразвитая. Тут и Зиссер есть с такими технологиями, и там блогеров породил - сколько у тебя их? 300 их уже или больше? Да... Всё есть, а автомобиля нет!", - заметил Лукашенко, обращаясь к владельцу одного из белорусских интернет-порталов Юрию Зиссеру.

Как сообщало ИА REGNUM, 14 января Лукашенко обсудил сборку в Белоруссии легкового автомобиля китайской марки Geely и проблематику реакции на этот проект "российского автомобильного лобби" с председателем Совмина Михаилом Мясниковичем и председателем Миноблисполкома Семеном Шапиро. "Предваряя наш разговор, можно сказать: то, о чем мечтали многие белорусы и, прежде всего, я, свершилось, - сказал Лукашенко. - Белорусский автомобиль мы произвели вместе с нашими китайскими друзьями и вроде бы, по моим данным, примерно 2,5 тысячи продали в прошлом году. И спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Белоруссии, но и за пределами нашей страны".

Собранные в Белоруссии автомобили марки Geely продаются по цене европейских аналогов: около $13 тыс стоит, Geely Emgrand X7 - около $20 тыс. Власти Белоруссии не скрывают, что сбыт китайского автомобиля, крупноузловую сборку которого из китайских комплектующих осуществляет СП "Белджи" в Борисове (Минская область), планируется осуществлять, прежде всего, на российском рынке. В конце 2013 года на российский рынок был поставлен первый китайский автомобиль белорусской сборки, который Лукашенко почему-то называет "белорусским". Правительство Белоруссии считает оправданной ставку на китайские автомобили в завоевании рынка РФ. В 2013 году на базе СП "МАЗ-MAN" началась сборка грузовиков из китайских комплектующих под брендом SHAСMAN китайской компании Shaanxi.