В правительственной декларации отсутствует пункт о том, что с 1 сентября 2018 года русские школы Латвии переходят на латышский язык обучения. Этот нюанс подчеркнул в эфире программы "Вопрос с пристрастием" на радио Baltkom бывший министр образования, ныне министр экономики Вячеслав Домбровский (Партия реформ).

Однако, Домбровский ушел от конкретного ответа на вопрос: в чем состоит разница, если соответствующий пункт содержится в коалиционном договоре, но отсутствует в правительственной декларации? "В правительственной декларации нет пункта о том, что с 2018 года все школы переходят на латышский язык обучения. Я это знаю точно, потому что был в составе рабочей группы. Но этот пункт действительно имеется в коалиционном договоре, при разработке которого я не присутствовал. Но я не юрист, поэтому не знаю, к чему может привести этот казус, когда в одном договоре есть пункт, а в другом - отсутствует. Этот вопрос вам следует задать Ине Друвиете (глава Минобрнауки - прим. ИА REGNUM)", - сказал Домбровский.

Напомним, в заключенном накануне правящими партиями коалиционном договоре содержится пункт о том, что партнеры планируют принять к сведению мнение Национального союза VL-ТБ/ДННЛ о необходимости перевода всех государственных школ с 1 сентября 2018 года на латышский язык обучения.

Данное известие вызвало резкий отклик ряда со стороны ряда представителей русскоязычной общины Латвии. В частности, оппозиционный политик Владимир Линдерман оставил запись на своей странице в социальной сети Facebook: "Звонят журналисты, и латвийские, и российские, с просьбой прокомментировать решение правительства о ликвидации школьного образования на русском языке в 2018 году. Вот мои соображения. Во-первых, надо создавать заново Штаб защиты русских школ. Во-вторых, такой штаб (комитет, центр...) может быть эффективен лишь в том случае, если в нем примут участие представители разных партий и общественных движений, имеющих кредит доверия у русских жителей Латвии. И без "Центра согласия" тут никак не обойтись. Мне не очень приятно это признавать, но это реальность. Все просто: ни у одной другой партии нет по сути доступа в русские школы (по крайней мере, в Риге), нет административного ресурса, влияния на школьную администрацию и т.п. А как без этого?.."

"В-третьих, процесс латышизации школы совпадет по срокам с попытками ее "гендеризации" (разрушение половой идентичности детей, реклама гомосексуализма в качестве нормы и проч.). Это создает основу для соглашения и сотрудничества с той частью латышей, которая видит в этом куда более серьезную угрозу, чем в русских школах. Вот такие предварительные соображения", - пишет Линдерман. Отрицательные отклики по поводу намерения по полному изгнанию русского языка из школ нацменьшинств поступают и из-за рубежа. В частности, сопредседатель Центрального штаба Общероссийского Народного фронта (ОНФ), глава парламентского Комитета по культуре, кинорежиссер Станислав Говорухин заявил: "Поликультурность Латвии - это ее богатство, и вряд ли ликвидация русских школ к 2018 году сделает жителей этой страны хоть сколько-нибудь счастливее. Прискорбно наблюдать, как шаг за шагом политическая элита Латвии пытается ликвидировать такую неотъемлемую составляющую этого государства, как русская культура и, что закономерно, русский язык. И если у русского народа национальность вполне конкретизирована, то наш язык - интернационален", - цитирует Говорухина пресс-служба ОНФ.

"Не стоит забывать, что практически половина жителей этой прибалтийской страны, значительная часть которых намеренно обделена статусом граждан, загнана в категорию людей второго сорта, что, к слову, идет вразрез с политикой стран Евросоюза, который в качестве ориентира выбрали себе латвийские руководители. Именно историческое примирение, приумножение культуры малых народов является фарватером развития стран ЕС - поэтому латвийским властям неминуемо предстоит пересмотреть свою межнациональную и культурную политику", - заявил именитый режиссер.