Ни в одном из блокадных дневников или документальных свидетельств времен блокады Ленинграда нет доказательств того, что горожане называли "Улицей Жизни" улицу Ракова в Ленинграде (в Санкт-Петербурге с 1991 года она носит историческое название - Итальянская - прим. ИА REGNUM). Тем не менее, акцию памяти с 25 по 27 января, посвященную 70-летию снятия блокады Ленинграда, комитет по культуре Смольного решил назвать именно так - "Улица Жизни". Как уже сообщало ИА REGNUM, подготовку и проведение акции по конкурсу Смольного выиграл Театр-фестиваль "Балтийский дом", Итальянская улица выбрана потому, что именно там находились в годы войны учреждения, ставшие знаковыми в блокаду - Радиокомитет (ныне Дом Радио на Итальянской, 27). Театры -Музкомедии и Комиссаржевской, работавшие в блокаду. Филармония, где в осажденном городе в августе 1942 года исполняли Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Именно на Итальянской расположатся в памятные дни стенды с документами и фотографиями, посвященные блокаде, в Дом радио можно будет прийти на экскурсии и т.д. Но, как утверждает петербургский писатель, редактор публикаций блокадных дневников ленинградцев, редактор нового издания "Блокадной книги" Алеся Адамовича и Даниила Гранина Наталия Соколовская, никто в блокадном городе не называл улицу Ракова "Улицей Жизни". Об этом Соколовская пишет в своем блоге на радиостанции "Эхо Москвы", цитируя приведенные журналистами слова главы комитета по культуре Смольного Василия Панкратова об "Улице Жизни".

"Как отметил Панкратов, "на Итальянской улице, носившей негласное название "Улицы Жизни" в годы блокады, было то, что давало людям ощущение, что, несмотря на весь ад, город живет".

Хотелось бы знать, в каких блокадных письмах или дневниках улица Ракова (в советское время именно так) называлась "Улицей Жизни"? Я прочитала много блокадных дневников, а в издании некоторых принимала участие. Авторы этих дневников - жители блокадного Ленинграда, т.е. именно те, кто дал, по заявлению г-на Панкратова, улице Ракова "негласное название "Улица Жизни"". Среди авторов дневников, на которые я хочу сослаться, Ольга Берггольц и Лев Маргулис. Берггольц, как известно, всю блокаду работала в Ленинградском Радиокомитете (Дом Радио), который выходил одновременно на ул. Ракова (Итальянская) и ул. Пролеткульта (Садовая). В Радиокомитете она практически жила (седьмой этаж). Ни разу в письмах или дневниках она не упоминает никакой "улицы Жизни".

Судьба скрипача Льва Маргулиса была связана не только с Радиокомитетом, в оркестре которого Маргулис работал, но и с Большим залом Филармонии. Именно там прошла ленинградская премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Маргулис участвовал в этом исполнении. Ни разу словосочетание "Улица Жизни" в дневнике скрипача не встречается. Не встречается оно и во многих других дневниках очевидцев, прямых участников ленинградской трагедии.

Я не историк, я писатель. Поэтому я обратилась к профессионалам. Доктор исторических наук профессор Сергей Яров, автор книги "Повседневная жизнь блокадного Ленинграда", никогда словосочетания "Улица Жизни" в мемуарной литературе не встречал. Точно такой же ответ я получила от историка Александра Романова, который занимается вопросами пропаганды в блокадном Ленинграде. Сотрудники Санкт-Петербургского Института Истории РАН тоже никаких подтверждений, что такое название бытовало в блокадном Ленинграде, не имеют. В "Блокадной книге" А. Адамовича и Д. Гранина такого топонима не встречается. Нет его и в одиозной "Блокаде" А. Чаковского. Убедительная просьба к господину Панкратову представить архивные документы того времени, которые подтверждали бы, что подобное название улицы Ракова (нынешней Итальянской) действительно имело хождение в блокадном Ленинграде. Может быть, это станет новым словом в изучении истории блокады? Хотелось бы иметь доказательства того, что вся история с "негласным названием" придумана не для красного словца.

Героической трагедии Ленинграда не нужны дешевые украшательства.