Правительственная Комиссия по административной реформе под руководством вице-премьера Бориса Алешина, созданная в июле 2003 года, продолжает активную работу по пересмотру списка функций федеральных ведомств с целью выявления и ликвидации избыточных и дублирующих функций. По итогам промежуточного рассмотрения работы Комиссии на заседании Правительства РФ 9 октября, проанализировано 450 функций государства, из которых 87 признаны избыточными и 24 дублирующими. Между тем, это еще далеко не окончательные результаты.

Работа комиссии осуществляется в семи тематических рабочих группах по сферам государственного регулирования (промышленность и наука; природопользование, сельское хозяйство и потребительский рынок; энергетика, связь, телекоммуникации, транспорт и строительство; оборона, безопасность правоохранительная деятельность; внешнеэкономическая деятельность; регулирование финансовых рынков; трудовые отношения, культура, образование и спорта), каждая из которых разделяется на подгруппы, состоящие из государственных чиновников и независимых экспертов.

О деятельности рабочей группы № 2 по вопросам государственного регулирования в сфере природопользования, сельского хозяйства, рыболовстсва и потребительского рынка, которую возглавляет губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский рассказала ИА REGNUM главный эксперт подгруппы по вопросам потребительского рынка исполнительный директор Института национального проекта "Общественный договор" Анастасия Овсянникова.

"Мне очень нравится сама идеология этой реформы, - сказала она. - Если кратко, то мы исходим из презумпции ненужности государственного регулирования вообще. Поэтому в ходе рассмотрения именно ведомства должны доказывать необходимость сохранения у них тех или иных регулятивных функций, невзирая на то, что эти функции присвоены им на основании закона. Результатом работы комиссии должен стать обширный пакет поправок к федеральному законодательству, необходимых для ликвидации избыточных и дублирующих функций федеральных ведомств".

По ее словам, критерием отбора функций, попадающих в сферу внимания подгруппы по вопросам потребительского рынка, является не их ведомственная принадлежность, а сущность. "Мы принимаем к рассмотрению все, что связано с производством и оборотом потребительских товаров и услуг, а также с контролем и надзором за осуществлением предпринимательской деятельности, - сказала А.Овсянникова. - Мы считаем безусловно необходимым сохранение государственного контроля в том, что касается безопасности и экологичности товаров и услуг. Что же касается контроля качества, то для этого существует рынок, а также такие механизмы, как саморегулирование, добровольная сертификация и др.".

Пока что в данной подгруппе рассмотрено около 70 функций различных ведомств, связанных с контролем и надзором, в частности функции, принадлежащие Госгортехнадзору, Госкомрыболовства, Минсельхозу, Департаменту туризма Министерства экономического развития и торговли РФ, Росземкадастру, Роскартографии, Росгидромету и др. Из них предварительно признаны избыточными и дублирующими 32 функции. Предстоит рассмотреть также функции Госстандарта, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора, Министерства природных ресурсов РФ, Госстроя, Минимущества, Минсвязи, Государственной пожарной службы МЧС РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, МВД, Госкомстатата, Министерства образования и ряда других федеральных ведомств.

В то же время А.Овсянникова отметила, что Комиссия сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Основная проблема, по ее словам, состоит в нежелании ведомств расставаться со своими функциями, при том, что некоторые из их представителей, приходящие в Комиссию с целью "защищать" свои функции, оказываются неспособными убедительно обосновать их государственную необходимость. Приходится сталкиваться и с откровенным нежеланием ведомств в должной мере сотрудничать с Комиссией. Так, в частности, Гострудинспекция пыталась отказаться от взаимодействия с подгруппой по потребительскому рынку на том основании, что ее функции уже были рассмотрены рабочей группой под руководством министра труда Александра Починка. Есть в работе Комиссии и внутренние проблемы, также снижающие эффективность ее работы. "Наша подгруппа является счастливым исключением, - сказала А.Овсянникова. - поскольку в нашей деятельности ведомственное начало не играет решающей роли. Но в некоторых других случаях, к сожалению, состав групп таков, что ведомства практически сами решают вопрос о своих функциях".

А.Овсянникова не исключила, что по итогам работы комиссии некоторые второстепенные государственные органы могут прекратить свое существование. "Часть их функций могут быть без ущерба для страны упразднены, а часть - переданы другим ведомствам или отраслевым саморегулируемым организациям", - сказала она.

По мере окончания работы в подгруппах, выработанные ими предложения по ликвидации избыточных и дублирующих функций госаппарата передаются в рабочие группы. Эту работу планируется закончить к декабрю. Комиссия, со своей стороны, должна будет произвести согласование результатов деятельности рабочих групп в случаях, если между ними выявятся разногласия по тем или иным функциям, на что ей отводится срок до 1 марта. На всех этих этапах за ведомствами, несогласными с теми или иными предложениями Комиссии, остается право апеллировать к ней, отстаивая свою точку зрения.

Дальнейшие сроки продвижения реформы прогнозировать сложно. В связи с тем, что представление итогов работы Комиссии по административной реформе Правительству РФ ожидается в канун президентских выборов, назначенных на 14 марта 2004 года, они вряд ли будут быстро рассмотрены на заседании Правительства. Согласно ст. 116 Конституции РФ, Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным главой государства, и тот формирует кабинет заново.

После рассмотрения Правительством итогов работы комиссии настанет черед предложений по изменению действующего законодательства, касающихся внесения изменений в Положения о ведомствах и иные нормативные акты, которыми регулируются их функции. Часть этих предложений уже сформулированы, над другими еще предстоит работать. Рассмотреть и принять эти предложения предстоит Государственной Думе РФ, и на этом этапе разработчикам административной реформы, вероятно, придется столкнуться со значительным сопротивлением лоббистского и политического характера.