Путь Венгрии на Запад привел в Москву: Россия возвращается к освоению "венгерской кладовки"
Москва, 15 января, 2014, 21:39 — ИА Регнум. 14 января 2014 года состоялся краткий рабочий визит премьер-министра Венгрии
По итогам переговоров в присутствии Владимира Путина и Виктора Орбана было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Соглашение подписали министр национального развития Венгрии Немет Ласлоне и генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "
Российский президент сообщил, что по соглашению, более 40% объемов работ будут выполнять венгерские фирмы. Это означает, примерно $3 млрд. освоения из выделенного российского кредита и $1 млрд. налоговых поступлений в бюджет Венгрии. При реализации атомного проекта в Венгрии будет создано 10 тысяч новых рабочих мест. При описании достигнутых договоренностей с венгерской стороны называют те же цифры, но в номинации евро, т. е. речь идет о российском кредите в €10 млрд., из которых доля освоения венгерских предприятий составит €3-4 млрд.
Финансового соглашения пока нет, но венгерский госсекретарь Михай Варга сообщил, что речь идет о 30 годах погашения кредита. Т. е. выплаты по атомному российскому кредиту растянутся на активную жизнь одного поколения венгров. Венгерские официальные лица пока говорят об "очень позитивной" процентной ставке. По предварительным сведениям, Венгрия получит долгосрочный кредит от России на условиях выплаты 5% годовых. По утверждению Варги, проект расширения АЭС "Пакш" добавит несколько десятых процента к ВВП Венгрии. Первый из запланированных блоков начнет работу в 2023 году. Однако процедура европейских разрешений и согласований может потребовать полутора лет. В этом случае введение первого блока может быть отодвинуто на 2025 год. 80% стоимости строительства должен покрыть российский кредит. На заключительной стадии проекта венгерская сторона должна изыскать 20% от необходимой суммы. Организаторы подобной схемы, по-видимому, полагают, что не сейчас, но в будущем финансовое положение Венгрии улучшится.
С российской стороны, в свою очередь, Кириенко сообщил журналистам, что по сумме российского кредита еще не принято окончательное решение. В согласовании нуждаются расходы на строительство реакторов, поставки топлива и сопутствующие услуги.
В венгерских СМИ утверждается, что условия эксплуатации в венгерском проекте напоминают аналогичные условия строительства "Росатомом" АЭС "Аккую" в Турции, т. е., надо полагать, что на первом этапе строительства управлять станцией будет компания, принадлежащая "Росатому". По-видимому, уже на этом этапе иностранным инвесторам будет позволено приобретать долю в акционерном капитале компании в размере не более 49%. Погашение кредита будет осуществляться, в том числе, за счет выручки от продажи производимой АЭС электроэнергии.
В чем важность венгерского проекта "Росатома"? Это первый прорыв российской госкомпании на рынок стран
В венгерских СМИ указывается основной мотив принятия решения по АЭС "Пакш" - немецкая промышленность в течение ближайших двадцати лет нуждается в дешевой электроэнергии для работы своих предприятий, в том числе, в Центральной Европе - зоне германских финансовых и промышленных интересов. В этом отношении консультации венгерского правительства с германскими концернами
В августе 2013 года после встречи в Будапеште венгерского премьер-министра Орбана с директором "Росатома" Кириенко венгерской стороной было принято окончательное решение. Распоряжением венгерского премьера для подготовки соглашения был создан секретный комитет, который возглавил госсекретарь Янош Лазар. С сентября начались интенсивные переговоры между "Росатомом" и венгерским правительством. В ноябре к ним подключилось российское министерство финансов. Менеджмент венгерской государственной энергетической компании MVM и АЭС "Пакш" консультировал на переговорах. В октябре 2013 года был готов предварительный текст соглашения. В декабре переговоры были завершены.
Схема инвестиционного кредитования предполагает высокую степень финансовой зависимости Венгрии от России. Однако на словах проект "продолжает увеличивать энергетическую независимость Венгрии". Собственно по перспективе реконструкции венгерской АЭС в Пакше за счет российского кредита возникают вопросы: какой объем составят российские инвестиции в Венгрии, и как российский кредит отразится на состоянии венгерского национального долга? Проводимая с 2010 года политика чрезвычайных экономических мер и бюджетной экономии в Венгрии пока только позволила стабилизировать национальный долг на достигнутом уровне около 77-80% от ВВП страны. Сейчас на конкретный вопрос, как повлияет российский кредит на национальный долг Венгрии, госсекретарь канцелярии премьер-министра Янош Лазар только ответил: "У нас будут хорошие цифры".
В принципе,
Антиорбановская оппозиция в Венгрии сейчас злорадно припоминает венгерскому премьеру Орбану все сказанное им в адрес современной российской энергетической политики в регионе, в Венгрии и Европе, приводя подборку характерных цитат из прошлых заявлений нынешнего венгерского премьера:
- "Мы не хотим быть самым веселым бараком
- "В Европе расплодились пинчеры Путина, и теперь уже все начинают видеть эту опасность" (Orbanviktor.hu, 2007, 1 октября);
- "На Западе нам есть что заработать. На Востоке для нас заработка нет" (Magyar Hirlap, 2007, 17 ноября);
- "Мы не образуем мост между Востоком и Западом, но мы сами часть Запада" (Lánchíd Rádió, 2007, 2 декабря).
- "Fidesz готова была, чтобы после четырех десятилетий молчания наконец сказать: русские - домой, диктатуру - на свалку, коммунисты - на пенсию!" (Magyar Nemzet, 2009, 20 июня).
В Венгрии отмечено, что в этой связи два срока Орбана в оппозиции - 2002-2010 годы были абсолютно неконструктивны, а травля Орбаном восточной политики социалиста
В Венгрии решение по атомному контракту с Россией принято правящей верхушкой Fidesz и лично премьером Орбаном без каких-либо предварительных консультаций в парламенте и в профессиональном сообществе. Детали соглашения неизвестны. Подготовка соглашения проходила в условиях чрезвычайной секретности. Но вряд ли это делает уязвимым означенный проект, хотя оппозиционная MSZP уже заявила о желательности проведения референдума по проекту модернизации атомной энергетики Венгрии. В сложившейся финансовой ситуации у Венгрии не остается другого выбора, как следовать курсом Москвы. Ведь не обращаться же к изгнанному из Венгрии
В ответ на критику Виктора Орбана и правящей партии Fidesz фидесисты уже напомнили оппозиции, что проект строительства новых энергоблоков в Пакше начал двигать в 2010 году тогдашний премьер Венгрии социалист Гордон Байнаи - нынешний "единый" лидер оппозиции и основной конкурент Орбана на предстоящих парламентских выборах 2014 года.
Сейчас можно констатировать, что правящий режим в Будапеште, готовя при строго секретных условиях соглашение с Москвой, все-таки вынужден был апеллировать к общественному мнению страны. Отметим здесь ряд характерных высказываний минувшего года:
- "Россия является ключевой страной в политике открытости на восток" (министр иностранных дел Венгрии
- "Перегруппировке, происходящей в мировой политике, кажется, нет конца, но ведущая роль России в мировой экономике после кризиса не вызывает сомнений" (ответственный госсекретарь Петер Сийарто, Magyar Online, 25 октября 2013 года);
- "Венгрия ожидает от России большой профессиональный потенциал для технологий мирового класса" (премьер Виктор Орбан, MTI, 31 января 2013 года).
В Венгрии в комментариях к поездке Орбана в Москву и достигнутому соглашению по Пакшу не смогли не связать это событие с российско-украинскими договоренностями между Путиным и Януковичем о российском кредитовании Украины. Уж слишком напрашиваются аналогии. Последний случай в Венгрии квалифицируют, как российский успех в борьбе за Украину. К этому успеху России на украинском направлении сейчас в Будапеште приплюсовывают итоги визита Орбана в Москву. В этом отношении в Венгрии посчитали знаковой фразу, произнесенную Орбаном в Ново-Огерево: "Мы хотели бы выразить признательность господину Президенту за те его усилия, которые способствовали приданию большей эффективности нацеленности на будущее в отношениях между Российской Федерацией и странами Центральной и Восточной Европы, включая Венгрию". Упоминание вместе Центральной и Восточной Европы весьма характерно. В Венгрии себя относят к Центральной, а Украину к Восточной Европе.
В своей стране венгерский премьер, в свою очередь, может в очередной раз после китайских кредитов 2011 года продемонстрировать эффективность провозглашенной им в 2010 году "политики открытости на восток". Соглашение по АЭС "Пакш" отлично вписывается в предстоящую избирательную кампанию Орбана и партии Fidesz к парламентским выборам в Венгрии, которые запланированы на 30 июня 2014 года. Предстоящий успех Fidesz на них несомненен. Под вопросом находится только, сможет ли Орбан вновь получить конституционное большинство в венгерском парламенте.
В этой связи в теме важнейшего вопроса венгеро-российских отношений - долгосрочного контракта с "Газпромом" на поставки природного газа в Венгрию можно ожидать достижения соглашения после июньских выборов в Венгрии.
В "нагрузку" к сотрудничеству в атомной энергетике выглядит заявление венгерского премьера: "В отношении "Южного потока" Венгрия намерена выполнять взятые на себя обязательства и выполнить все те положения, которые прописаны в договоре". Впрочем, в какой степени это означает готовность венгерского премьера к конфликту с Брюсселем по этому поводу, остается неясным.
Самый главный итог атомного контракта - соглашение от 14 января 2014 года означает, что в ближайшие полвека российские атомные технологии будут безраздельно господствовать в Венгрии. Для самой Венгрии соглашение о сотрудничестве с РФ по атомной энергетике означает дальнейшее укрепление контролируемого государством национального энергетического сектора. В Будапеште подчеркивают "нерыночный" характер договоренностей с Москвой. Схема финансирования развития венгерской атомной энергетики предполагает межгосударственное соглашение. Созданные энергоблоки по мере погашения российского кредита будут переходить в собственность венгерского государства.
Можно констатировать, что венгерские националисты в лице "молодых демократов" из Fidesz идут путем венгерских национал-коммунистов Яноша Кадара. Правда, здесь венгерский премьер в свойственной ему манере на смог не бросить камень в венгерское прошлое. В заявлении для прессы в Ново-Огарево он, в частности, сказал: "Что касается сотрудничества в атомной сфере, то я должен указать вам на то, что мы очень мало хорошего получили в наследство из коммунистического периода, но заключенное в 1966 году соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области атомной энергетики - это хорошее свершение". Вот так и получается по Орбану: "мало получили хорошего", но соглашение 1966 года - "это хорошее свершение". Остается только неясным, в какую часть означенной формулы венгерский премьер относит АЭС "Пакш" с ее четырьмя советскими энергоблоками? Очевидно, ко второй. Как всегда Орбан оказался в плену собственной парадоксальной риторики. Как иронично выразился один венгерский комментатор: "Наши русские - хорошие русские, а ваши русские - плохие". Короче, в Венгрии вновь сейчас с улыбкой вспоминают культовую фразу из одного культового венгерского фильма 1965 года: "Русские уже у нас в кладовке". В Ново-Огарево Орбан сказал: "Мы с удовольствием ждем в сентябре прибытия 200 студентов из России, которые будут проходить обучение в вузах Венгрии и получать венгерскую стипендию". Итак, "гриши" и "саши" для освоения "венгерской кладовки" уже едут.