Александр Лукашенко 14 января подписал указ № 27 "О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования". Указ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

"Документ принят в целях создания условий для ликвидации "серых схем" поставок автотранспортных средств на территорию Таможенного союза, противодействия возможности уклонения иностранных физических лиц от уплаты таможенных пошлин, налогов при неоднократном ввозе ими транспортных средств", - сказано в официальном комментарии.

"Указом устанавливается, что физические лица, не имеющие постоянного места жительства в странах Таможенного союза, в случае временного ввоза в Республику Беларусь второго и последующих транспортных средств для личного пользования при наличии в таможенных органах Белоруссии информации о нахождении под таможенным контролем ранее ввезенных ими на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования должны предоставить в таможенный орган Республики Беларусь обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов", - пояснили в президентской пресс-службе.

Напомним, 14 января Лукашенко обсудил сборку в Белоруссии легкового автомобиля китайской марки Geely и проблематику реакции на этот проект "российского автомобильного лобби" с председателем Совмина Михаилом Мясниковичем и председателем Миноблисполкома Семеном Шапиро. "Предваряя наш разговор, можно сказать: то, о чем мечтали многие белорусы и, прежде всего, я, свершилось, - сказал Лукашенко. - Белорусский автомобиль мы произвели вместе с нашими китайскими друзьями и вроде бы, по моим данным, примерно 2,5 тысячи продали в прошлом году. И спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Белоруссии, но и за пределами нашей страны".

Власти Белоруссии не скрывают, что сбыт китайского автомобиля, крупноузловую сборку которого из китайских комплектующих осуществляет СП "Белджи" в Борисове (Минская область), планируется осуществлять, прежде всего, на российском рынке. В конце 2013 года на российский рынок был поставлен первый китайский автомобиль белорусской сборки, который Лукашенко почему-то называет "белорусским". Правительство Белоруссии считает оправданной ставку на китайские автомобили в завоевании рынка РФ. В 2013 году на базе СП "МАЗ-MAN" началась сборка грузовиков из китайских комплектующих под брендом SHAСMAN китайской компании Shaanxi. По мнению Александра Лукашенко, объединение российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ" нецелесообразно в силу отсталости российского предприятия. Тем временем доля белорусских грузовиков на российском рынке по итогам 2013 года существенно сократилась.

Как сообщало ИА REGNUM, на долю российских новых легковых автомобилей приходится около 15% от продаж белорусских автодилеров, однако автомобили российского производства покупаются не только у официальных дилеров - в постсоветской республике развит вторичный авторынок и услуги по "пригону под заказ". По данным Белорусской автомобильной ассоциации, в 2013 году официальными автодилерами было продано более 31 тыс новых автомобилей на сумму более чем $1 млрд. Для сравнения: за 2008 год в Белоруссии было продано около 30 тыс новых автомобилей, а в 2012 году - почти 21 тыс. Все предпринимавшиеся до сборки "Джили" попытки наладить в Белоруссии производства легковых автомобилей закончились провалом: марки Ford и Samand (иранская компания Iran Khodro) так и не стали для белорусов "народными автомобилями".