С 1 января 2014 года вступили в силу два постановления Совмина Белоруссии - № 1163 от 30 декабря 2013 г. "Об утверждении положения о порядке предоставления информации, зафиксированной системой видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности, и определении размера платы за ее предоставление", а также № 1164 от 30 декабря 2013 г. "Об утверждении критериев отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности". Об этом 9 января проинформировал Национальный правовой интернет-портал республики.

Постановлением № 1163 утверждено Положение о порядке предоставления информации, зафиксированной системой видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности. "Определено, что размер платы за предоставление информации, зафиксированной системой видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности, составляет 1 базовую величину ($9 в эквиваленте, - прим. ИА REGNUM). Денежные средства за предоставление информации, зафиксированной системой видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности, получаемые государственными органами (их территориальными органами и организациями), финансируемыми за счет средств республиканского и местных бюджетов, в установленном порядке зачисляются соответственно в доход республиканского и соответствующих местных бюджетов", - сказано в официальном комментарии.

Постановлением № 1164 утверждены критерии отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности. Данные критерии применяются при размещении на объектах: стационарных торговых объектов, в том числе объектов общественного питания; зрелищных объектов, дискотек, культурно-развлекательных (ночных) клубов; учреждений образования, организаций здравоохранения, туристических объектов; физкультурно-спортивных сооружений с предусмотренной вместимостью 100 и более мест; гостиниц, общежитий, объектов придорожного сервиса. Документом также регламентируется использование видеонаблюдения при использовании автомобильной дороги для въезда в город Минск, административные центры областей и районов, города областного и районного подчинения и выезда из них; необходимости обеспечения общественной безопасности на объектах метрополитена, автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта (аэропорты, вокзалы, станции, стоянки, посадочные платформы, вестибюли, тоннели, пешеходные путепроводы); отнесении объекта к постоянным местам для проведения массовых мероприятий, определенным местными исполнительными и распорядительными органами; возможности единовременного массового пребывания на объекте граждан в количестве 100 и более человек.

Как сообщало ИА REGNUM, за последние годы Александр Лукашенко существенно расширил полномочия спецслужб, в т.ч. Службы безопасности президента, которая, по оценкам экспертов, контролирует деятельность всех "силовых" структур, включая КГБ. Центр Минска давно оснащён системами скрытого видеонаблюдения, а операторы сотовой связи - оборудованием, позволяющим собирать все возможные данные о своих абонентах. По информации, полученной от сотовых операторов, спецслужбы Белоруссии производили массовые задержания и "опросы" участников массовых акций протеста в финале последней президентской кампании 19 декабря 2010 года. Сотрудники Минздрава Белоруссии также был подключёны к поиску участников митингов и манифестаций 19.12.2010 - им предписывалось сообщать в МВД об обратившихся за медицинской помощью после подавления акций протеста недовольных правлением Лукашенко.