В Государственном Доме-музее П.И. Чайковского в подмосковном Клину открылась выставка "Балетная симфония". Здесь представлены фотографии, эскизы декораций и костюмов, сами театральные костюмы из фондов музея П.И. Чайковского, а также предоставленные музеем Государственного академического Большого театра России - как иллюстрация насыщенной сценической истории балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", - начиная с самой первой постановки 1892 года и продолжая спектаклями ХХI столетия. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Министерства культуры Московской области.

История сценических постановок балета П. И. Чайковского, литературной основой которого стала сказка Э.Т.А. Гофмана в переложении 1844 года А. Дюма-отца, знает несколько авторских редакций. Премьера "Щелкунчика" в постановке Льва Иванова на либретто Мариуса Петипа состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге 6 декабря 1892 года. Следующие поколения балетмейстеров создали свои оригинальные версии балета. Александр Горский, Фёдор Лопухов, Василий Вайнонен, Джордж Баланчин, Марк Морис - наверное, не было в ХХ веке хореографа-постановщика, который не пытался бы поставить "своего "Щелкунчика".

Но только Юрию Григоровичу в 1966 году на сцене Большого театра удалось сделать прежде невозможное: переход от наивности игрушечной феерии к одной из серьезных проблем творчества Чайковского - к проблеме взаимоотношений поэзии и действительности. Мир балета "Щелкунчик" в прочтении Юрия Григоровича перестал быль страной пряничных домиков, он наполнился страстью и трагизмом, звучащими в партитуре Чайковского, из-за чего многие поколения балетмейстеров теряли покой и сон в попытках совместить несовместимое. Тревожность и пронзительность музыки Чайковского, многие годы ускользавшие от хореографического воплощения, удалось уловить не только хореографу, но и художнику-постановщику Симону Вирсаладзе и солистам Большого театра Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву. Созданная ими принципиально новая постановка балета "Щелкунчик" - это спектакль - раздумье о недостижимости идеального счастья, философская притча о любви и смысле жизни. Впервые музыкальные идеи композитора получили замечательное хореографическое воплощение. Успех балета "Щелкунчик" в прочтении Ю. Григоровича был безоговорочным на всех сценах мира. Балетмейстер ставил его более десяти раз: в Венской опере, в театрах Хельсинки, Софии, Праги, Стамбула, Сеула, Тбилиси, Кишинева.

2 января 2014 года на сцене Большого театра России состоится 500-е представление балета "Щелкунчика" в постановке Ю.Н. Григоровича.