Если оценивать с точки зрения формальной, что есть главные события в политической жизни РЮО, то их, безусловно, несколько.

Во-первых, это назначение Владислава Суркова помощником президента РФ по вопросам Абхазии и Южной Осетии. Во-вторых, празднование пятилетия со дня признания республики.

В-третьих, это выход Эдуарда Кокойты из партии "Единство", который, в сущности, может означать что угодно - от реального отхода второго президента РЮО из политики до хитрого маневра, когда якобы ушедший политик вдруг неожиданно возвращается в каком-то качестве. Например, на парламентских выборах.

И, наконец, нужно сказать о том, что не произошло в 2013 году в РЮО. Не произошла политическая реформа (точнее, реформа избирательного законодательства) И новый парламент в 2014 году будет вновь избираться по партийным списками, а не хотя бы по смешанной системе. Даже если парламент решится изменить выборное законодательство до мая 2014 года, то времени на переход к новой системе мало.

РЮО - как и ряд стран постсоветского пространства - страдает от переизбытка политических партий. К этой неприятной особенности местного политикума приплетается еще одна беда - это гастроли московских политтехнологов, которые предлагают свои услуги местным политическим партиям.

Гастроли эти плохи даже не тем, что московские политтехнологи не несут ответственности за своих протеже. А еще и тем, что зачастую московские политтехнологические трюки в РЮО не срабатывают, что в результате "палятся" большие деньги, и что "осадок" от этих "трюков" остается надолго.

Однако дело даже не в этом, а в том, что одномандатная система всегда, во-первых, намного более отвечает нормам народного представительства, а, во-вторых, она позволяет получить парламент, состоящий из реальных, а не клановых или каких-то иных авторитетов.

Но главный итог года - это все более обозначающаяся необходимость для властей республики сформулировать все более внятный курс либо на присоединение к России либо на построение независимости с опорой на Россию.

Совершенно очевидно, что и независимость, и присоединение к России требует более широких ответов, чем простые лозунги. Если все-таки присоединение к России, то в каком виде? В виде части Северной Осетии? Или в виде отдельного югоосетинского субъекта Федерации?

Если все-таки присоединение, то насколько оно сегодня отвечает интересам Российской Федерации? Не накладывает ли оно на нее дополнительных международно-правовых проблем? Например, признание РЮО как независимого государства не дает возможности объявить Россию оккупантом уже не на политико-риторическом, а на международно- правовом уровне.

Таким образом, вопрос построения независимого югоосетинского государства становится практически безальтернативным. А это, в свою очередь, требует ответов на целую серию вопросов для нынешних югоосетинских политиков. В первую очередь, нужно смелее выдвигать правовые аргументы своего существования. За последние 20 лет Грузия сумела вбить в головы безальтернативность тех правовых аргументов, согласно которым "Южная Осетия - это наша земля" и даже больше, что "Южной Осетии не существует, а есть Шида Картли и Самачабло".

Кроме того, югоосетинскому обществу нужно что называется "взрослеть". Нужно развивать и укреплять те институты как государственные, так и гражданского общества, которые там существуют. Нужно переходить от упования на московских специалистов и даже в какой-то степени благоговения перед московской экспертной "тусовкой" к выдвижению собственных инициатив по развитию республики. Вот именно это и должно стать содержанием нового - 2014 года.

Старший научный сотрудник Института социальных и политических исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Новиков.