Новая "Смоленская катастрофа": Латвия просит Польшу помочь в деле Maxima: Прибалтика в польских СМИ

Рига, 27 декабря 2013, 14:42 — REGNUM  ИА REGNUM представляет обзор польских СМИ, посвященный странам Прибалтики



МИД Польши "оригинально" поздравил Литву с Новым Годом

Поляки осквернили литовский флаг, превратив его в половую тряпку. Как сообщает Gazeta.pl, шестеро поляков осквернили флаг, вытирая им ступени у мавзолея Юзефа Пилсудского на кладбище Росса в Вильнюсе. В связи с этим Министерство иностранных дел Польши выступило с заявлением. "МИД решительно осуждает акт осквернения государственного флага Литвы, который совершили граждане Польши. Мы выражаем глубокое сожаление в связи с этой прискорбной хулиганской выходкой. Покушение на национальные и государственные символы неприемлемо в любом виде. Мы уверены, что инцидент не повлияет на состояние польско-литовских отношений, которые мы хотим развивать в духе дружбы, в соответствии с многовековой традицией сосуществования и сотрудничества наших народов", - говорится в заявлении. (Примечательно, что МИД Польши не назвал двусторонние отношения "дружественными", но отметил лишь, что хочет их "развивать в духе дружбы"...)
Издание обращает внимание на то, что польские чиновники, по всей видимости, захотели одни ударом убить двух зайцев и в ноте, осуждающей действия задержанных поляков, поздравить коллег из Литвы с Рождеством и Новым годом. Действительно: "Пользуясь случаем, передаем наилучшие пожелания властям и общественности Литвы по случаю приближающихся праздников Рождества Христова и Нового года. От всего сердца поздравляем Литовскую Республику в связи с удачным председательством в Европейском союзе, которое завершится 31 декабря этого года", - говорится в сообщении МИД, под которым стоит подпись пресс-секретаря ведомства Марцина Войцеховского.

Литва: польский троянский конь

Пока МИД Польши печется о состоянии польско-литовских отношении и стремится развивать их в соответствии с многовековой традицией сосуществования польского и литовского народов, поляки Литвы продолжают отстаивать свои права на сохранение языка, культуры. Избирательная акция поляков Литвы подготовила законопроект о нацменьшинствах, обсуждение которого в парламенте было отложено. Несмотря на это, перед зданием Сейма в Вильнюсе прошла акция протеста литовцев против обсуждения законопроекта о национальных меньшинствах, представленного Акцией, передает Polskie Radio.

В руках протестующих литовцев были плакаты с лозунгами: "Депутат, береги Конституцию", "Власти получат троянского коня от Избирательной акции поляков Литвы", "Вернем литовское государство в Виленский край".

Законопроект, зарегистрированный от имени депутата Ярослава Наркевича, представляющего Акцию, предусматривает, что в местностях, где проживают национальные меньшинства, в госучреждениях и в органах местного самоуправления, помимо государственного языка, может использоваться язык этого меньшинства. То же самое касается табличек и указателей с названиями улиц и местностей. Как сообщает польское издание Wprost, по этой проблеме высказалась президент Литвы Даля Грибаускайте, по мнению которой, нормы вышеуказанного законопроекта нарушают Конституцию страны. Ранее Высший административный суд Литвы определил, что указатели на двух языках противоречат законодательству страны. "Нормы закона четко говорят, что названия улиц должны быть написаны только на государственном языке", - говорится в определении суда. Как известно, широкие языковые права национальных меньшинств в местностях их компактного проживания закреплено в ЕС с 1992 года Европейской хартией региональных языков.

Литва: вместо отца и матери дети получили "Родитель 1" и "Родитель 2"

В анкетах для поступающих в ряде школ Литвы родители вынуждены вписать свои имена в рубрики "Родитель 1" и "Родитель 2", сообщает выходящий в Литве на польском языке Kurier Wileński. По данным издания, летом этого года при записи ребенка в детский сад через органы местного самоуправления Виленского края родителям приходилось записывать свои имена в рубрики "Родитель 1" и "родитель 2".

Протесты родителей заставили сотрудников муниципалитета объясниться: руководство района уверяет, что это технический сбой. Этот пункт в анкете появился в европейской системе TAMO, к которой подключены более 500 школ в Литве. Ряд школ, однако, отрицает, что у них в анкетах есть такое нововведение, хотя они и подключены к системе ТАМО. Издание отмечает, что с момента вступления Литвы в ЕС, общественность постепенно осваивается с новыми трендами: власти Вильнюса каждый год выдают разрешение на гей-парады и на деньги всех налогоплательщиков обеспечивает им полицейскую охрану, а в систему дошкольного образования пытается подсунуть сказку о двух влюбленных принцах. Родители считают, что следует противиться таким нововведениям, так как целью таких новаций является постепенное изменение взглядов на традиционную модель семьи.

Maxima для Латвии - как Смоленск для Польши

Польские прокуроры, которые расследовали катастрофу в польском Международном Катовицком строительном выставочном комплексе центра MTK в Силезии, помогут латвийским следователя в расследовании катастрофы магазина литовской сети Maxima в Риге. Под обломками супермаркета, крыша которого рухнула в ноябре 2013 года, погибли 54 человека.

Президент Латвии обратился за помощью к заграничным следователям. Помощь прибудет из Польши, пишет издание Wprost. Польские прокуроры расскажут коллегам из Латвии как выглядело расследование трагедии на Силезии и о том, каким образом было подготовлено обвинительное заключение. Латвийская сторона, главным образом, рассчитывает получить от поляков советы о том как правильно вести следствие такой крупной катастрофы. Латвийцы рассчитывают получить от поляков нечто вроде сценария уголовного дела.

В январе 2006 года во время Международной выставки почтовых голубей, которая проходила в павильоне MTK в Силезии, под тяжестью снега обвалилась крыша павильона. Тогда погибли 65 и были ранены более 170 человек. Следствие по этому делу завершилось в июне 2008 года. Обвинения были выдвинуты 14 лицам: проектировщикам здания, директору, семерым ответственным лицам, а также районному инспектору по надзору за строительством. В обвинительном заключении было зафиксировано, что причиной катастрофы стал неправильный, дефектный проект здания, значительно отличающийся от (правильного) строительного проекта. Целью изменения проекта стало сокращение расходов на строительство.

По сообщению Польского агентства печати (РАР), прокуроры из Латвии в середине января приедут в Польшу, чтобы встретиться со своими коллегами, расследовавшими разрушение крыши павильона в Катовице и с представителями центральной прокуратуры. "Для латышей это дело так же важно, как для нас Смоленская катастрофа. Они хотят организовать следствие без ошибок", - заявил генеральный прокурор Польши Анджей Серемет, сообщает Gazeta Wyborcza. Смоленская катастрофа - крушение самолета президента Польши под Смоленском 10 апреля 2010 года. Тогда погибли более 80 граждан Польши - высшие должностные лица, высший офицерский состав, представители интеллигенции.

Латвия и Эстония вытесняют Литву из Rail Baltica
;

Латвия и Эстония не хотят, чтобы Литва присоединилась к магистрали, соединяющей прибалтийские республики с западом Европы, пишет Reczpospolita, в статье "Rail Baltica без Балтийского моря". "Нам удалось ознакомиться с соглашением в целом, но проблема участия Вильнюса осталась нерешенной. Мы договорились, что 10 января вновь обсудим это", - заявил Аренюс Яцкус, глава департамента развития международных отношений министерства транспорта Литвы. Латвия и Эстония не соглашаются с тем, чтобы к планируемой железнодорожной трассе присоединилась литовская ветка. "Эстония и Латвия неизвестно почему считают, что литовская часть не является частью Rail Baltica", - сказал он.

Издание отмечает, что спорным пунктом в переговорах является предложение Литвы изменить оговоренный маршрут трассы таким образом, чтобы она прошла через Вильнюс а не через Каунас, то есть значительно в сторону на юго-восток от основного направления на Ригу и Таллин. В сентябре 2013 года на встрече прибалтийских министров транспорта и связи не удалось подписать соглашение о создании совместного предприятия, отвечающего за реализацию проекта Rail Baltica. Эстония была против включения Вильнюса в проект, а Литва в свою очередь высказалась за то, чтобы за счет средств, предназначенных на проект, была также отремонтирована 100 километровая железнодорожная линия между Вильнюсом и Каунасом.

Rail Baltica - это железнодорожная линия, которая вместе с дорогой Via Baltica представляет собой элемент трансъевропейского транспортного коридора. Коридор должен соединить крупнейшие города стран ЕС в Прибалтике: Варшаву, Каунас, Ригу, Таллин и Хельсинки. Длина железнодорожного полотна в Литве составит 360 км, в Латвии - более 300 км, в Эстонии - около 300 км. В Польше длина Rail Baltica составит 341 км. Ширина железнодорожной колеи проекта 1435 мм. Консультационная компания AECOM спрогнозировала, что главным источником доходов и окупаемости проекта будет перевозка товаров. Отрезок Rail Baltica от Таллина до польско-литовской границы предположительно обойдется в 3,5 млрд евро. 


Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.