Перспектив электроэнергетики в России 2014 году представляются вполне радужными - эксперт

Москва, 26 декабря 2013, 18:57 — REGNUM  Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов подвел для ИА REGNUM итоги 2013 года в экономике России.

ЭНЕРГЕТИКА

Ситуация в электроэнергетике практически с начала года остаётся непростой. Стагнация, которая распространилась на всю российскую экономику, не могла не отразиться на энергетической отрасли, поэтому большинство ключевых показателей отрасли снизились. Так, согласно данным Росстата, в первом полугодии 2013 года, индекс производства по виду деятельности "производство электроэнергии" составил 98,4% по сравнению с АППГ. Индекс производства по виду деятельности "передача электроэнергии" составил 99,2% по сравнению с АППГ. Индекс производства по виду деятельности "распределение электроэнергии" составил 99,2%. Причина этого очевидна. В условиях сокращения производства многие промышленные предприятия потребляют меньше электроэнергии, что сказывается на отрасли. Кроме того, в стране реализуются программы повышения энергоэффективности и развития энергосбережения, что также способствует сокращению потребления электроэнергии. В условиях снижения выручки, предприятия просто вынуждены сокращать потребление ключевых ресурсов, в том числе и электроэнергии. То есть, именно стагнацию можно назвать ключевым фактором, который определял, и продолжает определять состояние дел в электроэнергетике страны в 2013 году.

Если говорить о перспективах отрасли, то понятно, что многое будет зависеть от ситуации в экономике, однако пока никаких факторов, которые бы указывали на преодоление стагнации, не наблюдается. Вместе с тем, помощь энергетикам может придти в виде осенне-зимнего сезона, когда потребление электроэнергии и тепла традиционно возрастает. Поэтому не исключено, что из-за сезонного фактора будет меняться потребление электроэнергии и тепла, что положительно скажется на производственных и экономических показателях энергетических компаний, что позволит им, если не превысить показатели 2012 года, то хотя бы достигнуть сравнимые с ним показатели или не так сильно упасть по сравнению с ними.

Одной из интересных тенденций года в отрасли стало продолжение создания собственных сбытовых компаний многими крупными потребителями. Например, собственные сбытовые компании есть у компании Мечел, это Мечел-Энерго. У ЧЭМК есть собственная энергосбытовая компания, можно добавить к этому списку компанию "МагнитЭнерго", дочернюю компанию крупнейшей торговой сети страны - "Магнит" или, к примеру, собственная энергосбытовая компания есть у Кировского завода (Санкт-Петербург). А вот РЖД рассматривает возможность создания собственной электросетевой компании. Таким образом крупные компании не только оптимизируют свои расходы на закупку электроэнергии и мощности с помощью своих сбытовых компаний, но и через них обслуживают других клиентов, зарабатывая на этом. Примерно того же может добиться и РЖД в данном случае, то есть не только сократить свои расходы, но и заработать на передаче электроэнергии тем потребителям, которые ни к каким другим сетям кроме сетей РЖД присоединиться не могут.

Что касается перспектив электроэнергетики в 2014 году, то они представляются вполне радужными. Объясняется это тем, что роль энергетики в жизни страны нисколько не уменьшится, как мы все зависели от её нормальной работы, так и будем зависеть. Во-вторых, это одна из ключевых отраслей всей российской экономики, активно участвующая в формировании доходной части бюджета, и помогающая другим отраслям в их повседневной работе. В-третьих, модернизация отрасли, обновление материально-технической базы продолжится, что повысит её устойчивость, создаст необходимые резервы для эффективной работы. Учитывая всё вышесказанное, можно утверждать, что в 2014 году у энергетики есть все основания для успешной работы, дальнейшего развития, достижения отличных производственных и финансовых результатов.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Естественно, что стагнация в экономике не могла не отразиться на промышленности. Это подтверждается и данными статистики. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в стране за январь-ноябрь текущего года составил 99,9%. Именно стагнацией и объясняются такие показатели работы многих отраслей. Кроме того, определённое замедление в ряде отраслей может объясняться их значительным ростом в течение последних трёх лет после кризиса, и сейчас, можно сказать, наступила своего рода "передышка" в некоторых отраслях, что и отразилось в статистике. Ещё одно возможное объяснение заключается в том, что есть некоторая инерция в экономике, из-за чего не все отрасли сразу реагируют на ухудшение конъюнктуры рынка, а с задержкой в несколько месяцев. Тем не менее, есть отрасль, которая в этом году показывает весьма неплохие результаты - это химическая индустрия.

Так, согласно данным Росстата, индекс производства по виду деятельности "химическое производство" за январь-ноябрь 2013 года составил 104,5% по сравнению с АППГ. Производство основных видов продукции в отрасли за январь-октябрь 2013 года выросло по сравнению с АППГ. Согласно данным Росстата, в России бензола было произведено за 10 месяцев этого года 988941,2 тонн (+14,32% к АППГ); каучуков синтетических было произведено 1240913 тонн (+4,9%); пропена (пропилена) - 1082255,2 тонн (+20,14%); фенола синтетического кристаллического - 232926,2 тонн (+2,27%); этилена - 2197651 тонн (+21,34%).

Достаточно посмотреть на текущую статистику потребления в нашей стране ключевых продуктов нефтехимии и сравнить их с показателями других стран, чтобы увидеть что мы серьёзно отстаём от них и среднедушевое потребление многих продуктов химической промышленности в России намного меньше чем в европейских странах. Так, среднедушевое потребление этилена у нас в стране примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Производство бензола на 1 человека в Европе составляет порядка 20 килограмм, у нас данный показатель не превышает 7 килограмм. Среднедушевое производство полиэтилена, поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, полистирола и полипропилена составляет порядка 20 с небольшим килограмм, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет почти 80 килограмм. Не зря же, Владимир Путин сказал о том, что нам нужно активнее развивать нефтехимическую промышленность в России. Очевидно, что потенциал роста в российской химической и нефтехимической индустрии огромен. Государством принята "Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года". Согласно ей, объем производства химической и нефтехимической продукции должен увеличиться в 2015 г. по сравнению с 2005 г. в 1,6 раза. В том числе производство полиэтилена должно вырасти в 1,8 раза, полипропилена - в 2,3 раза, поливинилхлорида - в 1,5 раза, полистирола - 2,7 раза, волокон и нитей химических - в 2,2 раза, шин для грузовых автомобилей - в 1,6 раза, шин для легковых автомобилей - в 1,7 раза, минеральных удобрений - на 26%. И для достижения этих показателей нефтехимическим предприятиям предстоит ещё многое сделать, то есть они же, эти параметры, служат ещё и своего рода потенциалом роста в нефтехимической индустрии и будут служить опорными точками при работе химической и нефтехимической индустрии в 2014 году.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

То, что железнодорожный транспорт важен для развития любой страны, давно уже стало общим местом и вряд ли кем-то оспаривается. В отношении нашей страны это утверждение справедливо даже не на 100, а на 200, или даже 300% с учётом размера нашей территории, количества часовых поясов и климатических зон. Есть масса примеров, когда только железная дорога связывает многие населённые пункты нашей страны с крупными городами, другими регионами. Поэтому неудивительно, что железнодорожному транспорту в нашей стране всегда уделялось огромное внимание, как со стороны государства в целом, так и со стороны отдельных его институтов, бизнеса, населения страны. Вместе с тем, и проблемы страны, её экономики, практически сразу отражались на железных дорогах страны, соответственно, наблюдалась и обратное - при малейших сбоях в работе железных дорог, это на себе чувствовала вся страна, многие организации и граждане.

Всё же год ещё не закончился, чтобы можно было подводить его итоги. Так, согласно данным Росстата, в январе-октябре 2013 года грузооборот транспорта, по предварительным данным составил 4196,3 млрд. тонно-километров (100,3% к АППГ). В том числе грузооборот железнодорожного транспорта, по данным ОАО РЖД составил в указанный период 1806,4 млрд. тонно-километров (97,8% к АППГ). Снижение показателей работы транспорта очевидно, и вряд ли могло быть как-то по другому, в условиях, когда с начала года стагнация стала нарастать в российской экономике, и показатели производства во многих отраслях стали снижаться. Уменьшился спрос на ряд товаров, меньше стало требоваться сырья, всё это, в конечном итоге, и привело к таким показателям. Отдельные положительные данные всё равно не меняют всей картины и лишь подчёркивают общую тенденцию.

Если прогнозировать ситуацию по итогам года, и то, какие показатели могут быть достигнуты на транспорте, то естественно, что всё будет зависеть от ситуации в экономике в оставшееся время. Пока нет никаких свидетельств того, что ситуация в экономике улучшается или может улучшиться. Вместе с тем, отсутствуют и свидетельства ухудшения ситуации. Не исключено, что такая ситуация неопределённости продлится до конца года. Тогда, в лучшем случае, вероятнее всего, что транспортная отрасль сравняется с показателями 2012 года, а в худшем случае, показатели работы транспортников страны окажутся ниже показателей работы за 2012 год на 1-4%.

Положительную динамику по итогам года, скорее всего, покажут контейнерные перевозки, потому что это один из самых быстрорастущих сегментов, особенно это касается транзита контейнеров через нашу страну. Например, в 2009 году было перевезено порядка 0,5 миллиона ДФЭ (ДвадцатиФутовый Эквивалент, TEU) груженных и порожних крупнотоннажных контейнеров (КТК). А уже в 2012 году, по данным ОАО РЖД, железными дорогами было перевезено 2 970,6 тыс. ДФЭ груженых и порожних КТК, что на 9,4% больше, чем в предыдущем году. Объем транспортировки грузов в КТК составил 27,4 миллиона тонн, что выше показателя 2011 года на 7,6%. В прошедшем году произошло восстановление перевозок груженых и порожних КТК (в ДФЭ) относительно докризисного периода: общий прирост объемов к уровню 2008 года составил 20,6%. Наиболее существенное увеличение перевозок произошло в транзитном (+54,2%) и экспортном (+25,7%) сообщениях. Основную долю перевозок в КТК во всех видах сообщения составляют химикаты и сода (15,3%), автомобили (13%), бумага (11,8%), метизы (8,2%). В 2012 году было перевезено 1978,2 тыс. груженых крупнотоннажных контейнеров, в том числе: химикаты и сода - 302,1 тыс. ДФЭ (+13,8% к 2011 году); автомобили - 258,1 тыс. ДФЭ (+20,7%); бумага - 233,5 тыс. ДФЭ (-1,7%); метизы - 162,6 тыс. ДФЭ (+11,2%); промтовары - 135,4 тыс. ДФЭ (+12,8%); машины, оборудование - 128,3 тыс. ДФЭ (+6,3%); лесные грузы - 110,7 тыс. ДФЭ (+11,6%); продтовары - 101 тыс. ДФЭ (+0,9%); цветные металлы - 98,8 тыс. ДФЭ (+4,6%); остальные и сборные - 65,5 тыс. ДФЭ (+25,8%); черные металлы - 80,7 тыс. ДФЭ (+2,9%).

Да, сейчас есть определённые затруднения в грузоперевозках, которые вызваны ухудшением ситуации в экономике, но такие затруднения были и раньше, вспомните 2008-2009 годы, когда грузовые перевозки также снижались значительно. Но ведь потом же они восстановились! Так будет и на этот раз, в этом можно не сомневаться. Сохранится и та доля железнодорожного транспорта в общих показателях работы всего транспорта, которые он демонстрирует уже не одно десятилетие. В перевозке грузов доля железнодорожного транспорта составляет и будет составлять порядка 13-17%, а в грузообороте транспорта доля ж/д транспорта составляет и будет составлять 43-47%. Не стоит ждать изменений и в структуре грузов, перевозимых по железной дороге. Ею перевозится, в основном, различное сырьё, причём на большие расстояния, сохранится это и в будущем, ведь согласитесь, что возить руду, уголь или химические удобрения в автотранспорте не только неудобно, но и невыгодно, как, собственно, и партию одежды с фабрики из областного центра в сеть магазинов в соседней области неудобно и невыгодно возить по железной дороге.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.