Перспектив электроэнергетики в России 2014 году представляются вполне радужными - эксперт

Москва, 26 Декабря 2013, 18:57 — REGNUM  Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов подвел для ИА REGNUM итоги 2013 года в экономике России.

ЭНЕРГЕТИКА

Ситуация в электроэнергетике практически с начала года остаётся непростой. Стагнация, которая распространилась на всю российскую экономику, не могла не отразиться на энергетической отрасли, поэтому большинство ключевых показателей отрасли снизились. Так, согласно данным Росстата, в первом полугодии 2013 года, индекс производства по виду деятельности "производство электроэнергии" составил 98,4% по сравнению с АППГ. Индекс производства по виду деятельности "передача электроэнергии" составил 99,2% по сравнению с АППГ. Индекс производства по виду деятельности "распределение электроэнергии" составил 99,2%. Причина этого очевидна. В условиях сокращения производства многие промышленные предприятия потребляют меньше электроэнергии, что сказывается на отрасли. Кроме того, в стране реализуются программы повышения энергоэффективности и развития энергосбережения, что также способствует сокращению потребления электроэнергии. В условиях снижения выручки, предприятия просто вынуждены сокращать потребление ключевых ресурсов, в том числе и электроэнергии. То есть, именно стагнацию можно назвать ключевым фактором, который определял, и продолжает определять состояние дел в электроэнергетике страны в 2013 году.

Если говорить о перспективах отрасли, то понятно, что многое будет зависеть от ситуации в экономике, однако пока никаких факторов, которые бы указывали на преодоление стагнации, не наблюдается. Вместе с тем, помощь энергетикам может придти в виде осенне-зимнего сезона, когда потребление электроэнергии и тепла традиционно возрастает. Поэтому не исключено, что из-за сезонного фактора будет меняться потребление электроэнергии и тепла, что положительно скажется на производственных и экономических показателях энергетических компаний, что позволит им, если не превысить показатели 2012 года, то хотя бы достигнуть сравнимые с ним показатели или не так сильно упасть по сравнению с ними.

Одной из интересных тенденций года в отрасли стало продолжение создания собственных сбытовых компаний многими крупными потребителями. Например, собственные сбытовые компании есть у компании Мечел, это Мечел-Энерго. У ЧЭМК есть собственная энергосбытовая компания, можно добавить к этому списку компанию "МагнитЭнерго", дочернюю компанию крупнейшей торговой сети страны - "Магнит" или, к примеру, собственная энергосбытовая компания есть у Кировского завода (Санкт-Петербург). А вот РЖД рассматривает возможность создания собственной электросетевой компании. Таким образом крупные компании не только оптимизируют свои расходы на закупку электроэнергии и мощности с помощью своих сбытовых компаний, но и через них обслуживают других клиентов, зарабатывая на этом. Примерно того же может добиться и РЖД в данном случае, то есть не только сократить свои расходы, но и заработать на передаче электроэнергии тем потребителям, которые ни к каким другим сетям кроме сетей РЖД присоединиться не могут.

Что касается перспектив электроэнергетики в 2014 году, то они представляются вполне радужными. Объясняется это тем, что роль энергетики в жизни страны нисколько не уменьшится, как мы все зависели от её нормальной работы, так и будем зависеть. Во-вторых, это одна из ключевых отраслей всей российской экономики, активно участвующая в формировании доходной части бюджета, и помогающая другим отраслям в их повседневной работе. В-третьих, модернизация отрасли, обновление материально-технической базы продолжится, что повысит её устойчивость, создаст необходимые резервы для эффективной работы. Учитывая всё вышесказанное, можно утверждать, что в 2014 году у энергетики есть все основания для успешной работы, дальнейшего развития, достижения отличных производственных и финансовых результатов.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Естественно, что стагнация в экономике не могла не отразиться на промышленности. Это подтверждается и данными статистики. Так, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в стране за январь-ноябрь текущего года составил 99,9%. Именно стагнацией и объясняются такие показатели работы многих отраслей. Кроме того, определённое замедление в ряде отраслей может объясняться их значительным ростом в течение последних трёх лет после кризиса, и сейчас, можно сказать, наступила своего рода "передышка" в некоторых отраслях, что и отразилось в статистике. Ещё одно возможное объяснение заключается в том, что есть некоторая инерция в экономике, из-за чего не все отрасли сразу реагируют на ухудшение конъюнктуры рынка, а с задержкой в несколько месяцев. Тем не менее, есть отрасль, которая в этом году показывает весьма неплохие результаты - это химическая индустрия.

Так, согласно данным Росстата, индекс производства по виду деятельности "химическое производство" за январь-ноябрь 2013 года составил 104,5% по сравнению с АППГ. Производство основных видов продукции в отрасли за январь-октябрь 2013 года выросло по сравнению с АППГ. Согласно данным Росстата, в России бензола было произведено за 10 месяцев этого года 988941,2 тонн (+14,32% к АППГ); каучуков синтетических было произведено 1240913 тонн (+4,9%); пропена (пропилена) - 1082255,2 тонн (+20,14%); фенола синтетического кристаллического - 232926,2 тонн (+2,27%); этилена - 2197651 тонн (+21,34%).

Достаточно посмотреть на текущую статистику потребления в нашей стране ключевых продуктов нефтехимии и сравнить их с показателями других стран, чтобы увидеть что мы серьёзно отстаём от них и среднедушевое потребление многих продуктов химической промышленности в России намного меньше чем в европейских странах. Так, среднедушевое потребление этилена у нас в стране примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Производство бензола на 1 человека в Европе составляет порядка 20 килограмм, у нас данный показатель не превышает 7 килограмм. Среднедушевое производство полиэтилена, поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, полистирола и полипропилена составляет порядка 20 с небольшим килограмм, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет почти 80 килограмм. Не зря же, Владимир Путин сказал о том, что нам нужно активнее развивать нефтехимическую промышленность в России. Очевидно, что потенциал роста в российской химической и нефтехимической индустрии огромен. Государством принята "Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года". Согласно ей, объем производства химической и нефтехимической продукции должен увеличиться в 2015 г. по сравнению с 2005 г. в 1,6 раза. В том числе производство полиэтилена должно вырасти в 1,8 раза, полипропилена - в 2,3 раза, поливинилхлорида - в 1,5 раза, полистирола - 2,7 раза, волокон и нитей химических - в 2,2 раза, шин для грузовых автомобилей - в 1,6 раза, шин для легковых автомобилей - в 1,7 раза, минеральных удобрений - на 26%. И для достижения этих показателей нефтехимическим предприятиям предстоит ещё многое сделать, то есть они же, эти параметры, служат ещё и своего рода потенциалом роста в нефтехимической индустрии и будут служить опорными точками при работе химической и нефтехимической индустрии в 2014 году.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

То, что железнодорожный транспорт важен для развития любой страны, давно уже стало общим местом и вряд ли кем-то оспаривается. В отношении нашей страны это утверждение справедливо даже не на 100, а на 200, или даже 300% с учётом размера нашей территории, количества часовых поясов и климатических зон. Есть масса примеров, когда только железная дорога связывает многие населённые пункты нашей страны с крупными городами, другими регионами. Поэтому неудивительно, что железнодорожному транспорту в нашей стране всегда уделялось огромное внимание, как со стороны государства в целом, так и со стороны отдельных его институтов, бизнеса, населения страны. Вместе с тем, и проблемы страны, её экономики, практически сразу отражались на железных дорогах страны, соответственно, наблюдалась и обратное - при малейших сбоях в работе железных дорог, это на себе чувствовала вся страна, многие организации и граждане.

Всё же год ещё не закончился, чтобы можно было подводить его итоги. Так, согласно данным Росстата, в январе-октябре 2013 года грузооборот транспорта, по предварительным данным составил 4196,3 млрд. тонно-километров (100,3% к АППГ). В том числе грузооборот железнодорожного транспорта, по данным ОАО РЖД составил в указанный период 1806,4 млрд. тонно-километров (97,8% к АППГ). Снижение показателей работы транспорта очевидно, и вряд ли могло быть как-то по другому, в условиях, когда с начала года стагнация стала нарастать в российской экономике, и показатели производства во многих отраслях стали снижаться. Уменьшился спрос на ряд товаров, меньше стало требоваться сырья, всё это, в конечном итоге, и привело к таким показателям. Отдельные положительные данные всё равно не меняют всей картины и лишь подчёркивают общую тенденцию.

Если прогнозировать ситуацию по итогам года, и то, какие показатели могут быть достигнуты на транспорте, то естественно, что всё будет зависеть от ситуации в экономике в оставшееся время. Пока нет никаких свидетельств того, что ситуация в экономике улучшается или может улучшиться. Вместе с тем, отсутствуют и свидетельства ухудшения ситуации. Не исключено, что такая ситуация неопределённости продлится до конца года. Тогда, в лучшем случае, вероятнее всего, что транспортная отрасль сравняется с показателями 2012 года, а в худшем случае, показатели работы транспортников страны окажутся ниже показателей работы за 2012 год на 1-4%.

Положительную динамику по итогам года, скорее всего, покажут контейнерные перевозки, потому что это один из самых быстрорастущих сегментов, особенно это касается транзита контейнеров через нашу страну. Например, в 2009 году было перевезено порядка 0,5 миллиона ДФЭ (ДвадцатиФутовый Эквивалент, TEU) груженных и порожних крупнотоннажных контейнеров (КТК). А уже в 2012 году, по данным ОАО РЖД, железными дорогами было перевезено 2 970,6 тыс. ДФЭ груженых и порожних КТК, что на 9,4% больше, чем в предыдущем году. Объем транспортировки грузов в КТК составил 27,4 миллиона тонн, что выше показателя 2011 года на 7,6%. В прошедшем году произошло восстановление перевозок груженых и порожних КТК (в ДФЭ) относительно докризисного периода: общий прирост объемов к уровню 2008 года составил 20,6%. Наиболее существенное увеличение перевозок произошло в транзитном (+54,2%) и экспортном (+25,7%) сообщениях. Основную долю перевозок в КТК во всех видах сообщения составляют химикаты и сода (15,3%), автомобили (13%), бумага (11,8%), метизы (8,2%). В 2012 году было перевезено 1978,2 тыс. груженых крупнотоннажных контейнеров, в том числе: химикаты и сода - 302,1 тыс. ДФЭ (+13,8% к 2011 году); автомобили - 258,1 тыс. ДФЭ (+20,7%); бумага - 233,5 тыс. ДФЭ (-1,7%); метизы - 162,6 тыс. ДФЭ (+11,2%); промтовары - 135,4 тыс. ДФЭ (+12,8%); машины, оборудование - 128,3 тыс. ДФЭ (+6,3%); лесные грузы - 110,7 тыс. ДФЭ (+11,6%); продтовары - 101 тыс. ДФЭ (+0,9%); цветные металлы - 98,8 тыс. ДФЭ (+4,6%); остальные и сборные - 65,5 тыс. ДФЭ (+25,8%); черные металлы - 80,7 тыс. ДФЭ (+2,9%).

Да, сейчас есть определённые затруднения в грузоперевозках, которые вызваны ухудшением ситуации в экономике, но такие затруднения были и раньше, вспомните 2008-2009 годы, когда грузовые перевозки также снижались значительно. Но ведь потом же они восстановились! Так будет и на этот раз, в этом можно не сомневаться. Сохранится и та доля железнодорожного транспорта в общих показателях работы всего транспорта, которые он демонстрирует уже не одно десятилетие. В перевозке грузов доля железнодорожного транспорта составляет и будет составлять порядка 13-17%, а в грузообороте транспорта доля ж/д транспорта составляет и будет составлять 43-47%. Не стоит ждать изменений и в структуре грузов, перевозимых по железной дороге. Ею перевозится, в основном, различное сырьё, причём на большие расстояния, сохранится это и в будущем, ведь согласитесь, что возить руду, уголь или химические удобрения в автотранспорте не только неудобно, но и невыгодно, как, собственно, и партию одежды с фабрики из областного центра в сеть магазинов в соседней области неудобно и невыгодно возить по железной дороге.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Арктика не требует равномерного социально-экономического развития» — МЭР
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»
NB!
16.01.17
«Малоимущие проиграют от «монетизации» льготной НДС»
NB!
16.01.17
Россия передала Польше записи речевого самописца самолета Качиньского
NB!
16.01.17
Штайнмайер: НАТО беспокоят слова Трампа об «устаревшем» Альянсе
NB!
16.01.17
Аресты в Администрации президента Казахстана: начало информационной войны?
NB!
16.01.17
«Запасы бомб и ракет истощатся у вас раньше, чем боевой дух у наших бойцов»
NB!
16.01.17
Трамп у власти: подготовка «Большого кидка» для всего мира
NB!
16.01.17
В России число безработных за 2 недели снизилось на 0,4%
NB!
16.01.17
Германия: Китай может взять на себя мировое лидерство
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
«Это попытка содрать три шкуры» — об идее «справедливых» пенсий
NB!
16.01.17
NI: Пора ли ЕС обзавестись собственным ядерным потенциалом?
NB!
16.01.17
Япония попросит Россию разрешить прямые перелеты до Курил
NB!
16.01.17
Москвичей снова лишают льгот
NB!
16.01.17
Видео с места крушения Boeing под Бишкеком появилось в Сети
NB!
16.01.17
Адресность определяют чиновники: льготы за забором справок
NB!
16.01.17
WP: Трамп не должен закрывать глаза на КНР в обмен на экономические уступки
NB!
16.01.17
«Нефть: резкие скачки не исключены»
NB!
16.01.17
Ядерная сделка: Трамп намерен с выгодой снять санкции с России
NB!
16.01.17
«Укрепление доллара отложит рост рубля»