МИД России: Основные внешнеполитические события 2013 года
Москва, 26 декабря, 2013, 17:56 — ИА Регнум. Министерство иностранных дел России подвело итоги 2013 года. В материале пресс-службы ведомства под названием "Основные внешнеполитические события 2013 года", как передает ИА REGNUM, в частности, говорится:
1.События 2013 года свидетельствуют об усилении элементов нестабильности в мировых делах, вызванной как сохраняющейся неустойчивостью экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях, так и действиями разнонаправленных факторов, связанных с непростым процессом становления полицентричной модели международных отношений. Обостряется глобальная конкуренция, все нагляднее проявляется соперничество различных ценностных ориентиров и моделей развития. В этих условиях нахождение адекватных ответов на глобальные вызовы возможно только на основе солидарных действий международного сообщества.
Произошедшие за последние годы изменения в глобальном геополитическом ландшафте получили отражение в новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена президентом Российской Федерации 12 февраля). Обновленная Концепция аккумулирует исторический опыт Российского государства и отражает уточненное видение приоритетов страны в стремительно меняющемся современном мире. Она подтверждает преемственность внешнеполитического курса, основанного на доказавших свою эффективность принципах прагматизма, открытости, многовекторности, последовательного, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов, которые и впредь будут определять философию действий России на международной арене, позволяя ей проводить самостоятельную, независимую и последовательную внешнюю политику, востребованную в качестве важнейшего фактора глобального равновесия и геополитической стабильности. С опорой на положения этого документа Россия предпринимала целенаправленные усилия в интересах обеспечения международной безопасности, утверждения верховенства международного права, укрепления центральной координирующей роли ООН в международных отношениях.
2.В фокусе внимания российской внешней политики находилась мобилизация коллективных усилий международного сообщества в интересах содействия мирному разрешению региональных кризисов и конфликтных ситуаций.
Наглядным примером того, что отход от силового давления в пользу логики мира приносит конкретные плоды, стало развитие ситуации вокруг Сирии. Во многом благодаря последовательной позиции нашей страны удалось избежать внешнего военного вмешательства в сирийские дела, опасной деградации обстановки на Ближнем Востоке и распространения волн конфликта далеко за пределы региона.
Выработка Россией и США совместных подходов позволила выйти на прорывные решения о постановке сирийского химоружия под международный контроль с целью его последующего уничтожения. Первая часть этого процесса успешно завершена. Основные параметры второй фазы были одобрены 17 декабря на заседании исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
В рамках усилий по нахождению политических развязок сирийского кризиса Российская Федерация совместно с партнерами продолжала поиск путей скорейшего созыва международной конференции "Женева-2", призванной дать старт межсирийским переговорам.
В результате последовательных усилий по урегулированию иранской ядерной программы (ИЯП) достигнута сбалансированная договоренность между партнерами по "шестерке" и Ираном (Женева, 24-25 ноября), позволяющая заметно приблизиться к практическому разрешению одной из самых сложных и длительных проблем мировой политики. Женевская договоренность базируется на выдвинутой Президентом Российской Федерации концепции, в основе которой лежат принципы поэтапности и взаимности, и отвечает российской позиции в пользу политико-дипломатического разрешения ИЯП. Она подразумевает признание права Ирана на мирный атом, включая обогащение урана, при условии прояснения всех оставшихся у международного сообщества вопросов и постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль
В течение года регион Ближнего Востока и Северной Африки продолжал переживать период потрясений. В этих условиях Россия предпринимала активные усилия по сохранению стабильности, недопущению развития ситуации по кризисной спирали. Продолжалась последовательная работа по развитию двустороннего сотрудничества с арабскими государствами. В России исходили из понимания того, что глубинные трансформации на обширном пространстве Ближнего Востока и Северной Африки не должны отодвигать на второй план необходимость урегулирования арабо-израильского конфликта. Осуществлялись активные контакты с руководством Израиля, Палестины, а также партнерами по ближневосточному "квартету" международных посредников. Россия приветствовала возобновление в июле палестино-израильского переговорного процесса. В марте состоялась первая за полтора года министерская встреча членов "квартета" "на полях" 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в ходе которой было принято решение о проведении ежемесячных заседаний на уровне спецпредставителей.
В фокусе внимания постоянно была задача формирования благоприятных условий для создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки (ЗСОМУ).
3.Успешным было российское председательство в "Группе двадцати" в 2013 году. На прошедшем в Санкт-Петербурге 5-6 сентября саммите "двадцатки" был одобрен целый ряд предложенных российской стороной новаторских инициатив, касающихся в том числе путей ускорения экономического роста, фискальной консолидации, расширения занятости, борьбы с размыванием налогооблагаемой базы, финансирования инвестиций в реальный сектор экономики, содействия международному развитию. Они отражены в Плане действий по достижению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста. По итогам встречи также были приняты Санкт-Петербургская декларация лидеров "Группы двадцати", Санкт-Петербургская стратегия развития по содействию странам с низким уровнем доходов, а также Санкт-Петербургская стратегическая рамочная программа по борьбе с коррупцией. Подтверждена безальтернативность неукоснительного выполнения обязательств, принятых в декабре 2010 года по квотам и реформе управления
Россия также активно участвовала в работе других неформальных структур глобального управления. Содействовала укреплению БРИКС. На саммите в Дурбане (26-27 марта) зафиксирована общность позиций по наиболее острым вопросам мировой политики - сирийскому кризису, иранской ядерной программе, ближневосточному урегулированию, проблеме нераспространения ОМУ. Достигнут прогресс в разработке Стратегии развития БРИКС. По российской инициативе запущен процесс подготовки стратегии многостороннего экономического сотрудничества государств-участников БРИКС. Успешно продвигаются переговоры по созданию Банка развития и Пула валютных резервов государств БРИКС.
В рамках членства в "Группе восьми" Россия действовала в интересах поиска путей политико-дипломатического урегулирования международных проблем на основе многосторонних подходов, активно участвовала в выработке согласованных позиций в отношении нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и наркобизнесом, а также в разработке совместных инициатив социально-экономической и гуманитарной направленности. В итоговых документах саммита "Группы восьми" в Лох-Эрне (17-18 июня) закреплено признание руководящей роли ООН в вопросах борьбы с терроризмом, удалось выйти на сбалансированные формулировки по базовым элементам урегулирования ситуации в Сирии. Политический потенциал, аккумулированный в период российского председательства в "двадцатке", будет использован в ходе предстоящего в 2014 году председательства России в "Группе восьми".
4.Главенствующее место в системе российских внешнеполитических приоритетов по-прежнему отводилось укреплению партнерских отношений со странами Содружества Независимых Государств, продвижению интеграционных процессов на евразийском пространстве.
В течение года между странами
В контексте решения задачи по формированию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) планомерно осуществлялась кодификация договорно-правовой базы
Новый импульс получило сотрудничество в рамках
Взаимодействие России и Белоруссии оставалось одинаково интенсивным как в рамках Союзного государства, так и в форматах ТС и ЕЭП. В 2013 году договорно-правовая база отношений была распространена на новые области регулирования, такие как совместное использование системы
Доверительный характер носило разноформатное взаимодействие с Казахстаном. Поддерживался интенсивный политический диалог, 11 ноября подписан новый базовый Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке.
5.На исключительно ответственный этап вышли российско-украинские отношения. В условиях обозначенного Киевом стремления к налаживанию более тесных контактов с
6.Россия прикладывала целенаправленные усилия в контексте поиска политико-дипломатических решений конфликтов на пространстве СНГ.
Предпринятые российской стороной шаги в рамках процесса нагорно-карабахского урегулирования осуществлялись в тесном взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы
В статусе страны-гаранта и посредника в приднестровском урегулировании Россия содействовала налаживанию диалога между Кишиневом и Тирасполем, способствовала реализации конкретных мер доверия между сторонами конфликта в рамках формата "5 плюс 2".
7.Продолжался курс на преодоление кризиса в российско-грузинских отношениях. В рамках диалога о путях нормализации двусторонних связей удалось согласовать условия возвращения на российский рынок ряда грузинских товаров, восстановления автотранспортного сообщения, активизировать культурные, спортивные и религиозные контакты. Российская Федерация расширила практику выдачи гражданам Грузии виз для поддержания родственных связей.
В рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье предпринимались последовательные усилия по созданию предпосылок для заключения юридически обязывающей договоренности о неприменении силы между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией - с другой. Россия продолжала оказывать помощь Цхинвалу и Сухуму в восстановлении их социально-экономического потенциала.
8.Саммит
Созданию объединенного энергетического комплекса Европы будет способствовать выполнение подписанной 21 марта координаторами Энергодиалога Россия-ЕС "дорожной карты" сотрудничества до 2050 г. В рамках практической реализации проекта "Южный поток" запущено строительство болгарского (октябрь) и сербского (ноябрь) участков газопровода. В то же время российская сторона была вынуждена последовательно отводить предпринимаемые партнерами попытки навязать собственные правовые нормы в энергетической сфере, в том числе в нарушение международных договоренностей.
Стратегический характер носили отношения с ФРГ, в откровенном ключе шло обсуждение актуальных вопросов международной и двусторонней повестки дня, в том числе очертаний новой архитектуры безопасности на европейском континенте, способной на практике обеспечить единство Европы без разделительных линий и на основе уважения законных прав всех населяющих ее народов. В полной мере сохранило свое значение стратегическое партнерство между Россией и Францией. 6 августа в Риме состоялось совместное заседание министров иностранных дел и обороны России и Италии, которое подтвердило обоюдный настрой на поступательное развитие сотрудничества в политической, экономической, военной и военно-технической сферах в духе стратегического партнерства. Конструктивный характер носило взаимодействие с Великобританией. Успешно заработали принципиально новые для двусторонних отношений механизмы - Стратегический диалог в формате встречи министров иностранных дел и обороны и Энергодиалог высокого уровня.
9.В контактах с Североатлантическим альянсом и его ключевыми членами на всех уровнях российская сторона последовательно выводила партнеров на дальнейшие шаги по повышению предсказуемости и доверия в отношениях Россия-
10.В ходе 20-го заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Киеве 5 декабря согласован полезный документ о развитии процесса "Хельсинки плюс 40", который определяет ориентиры работы по подготовке к 40-летию Хельсинкского Заключительного акта (2015 г.). В принятых на встрече решениях удалось отразить ряд важных для российской стороны позиций - по проблематике нераспространения ОМУ, легкого и стрелкового оружия. Также утвержден прорывной документ "Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационно-коммуникационных технологий", впервые определяющий общие "правила игры" в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Для исправления перекосов в работе Организации российская сторона выдвинула конкретные предложения по ее реформе, включая разработку устава, упорядочение практики наблюдения за выборами и деятельности полевых присутствий, взаимодействие с НПО.
11.Отношения с Соединенными Штатами Америки Россия стремилась выстраивать на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимного учета интересов, подчеркивалась готовность к налаживанию партнерского диалога с той степенью интенсивности, к которой будут готовы в Вашингтоне. Россия выступала за максимальное наращивание торгово-инвестиционных связей и переход на безвизовый режим взаимных поездок граждан, что способствовало бы развитию всего комплекса российско-американского взаимодействия.
Россия добивалась предоставления гарантий ненаправленности против нашей страны развертываемой США глобальной системы ПРО и устранения других "раздражителей" в двусторонних отношениях, в том числе настойчивых попыток экстерриториального применения американского законодательства в отношении российских граждан, государственных и частных компаний и кредитных организаций. В России исходят из того, что прогресс в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы должен способствовать переосмыслению американской концепции создания системы ПРО в Европе, так как по сути исчезает повод, который использовался для обоснования необходимости ее создания.
12.Динамичное развитие по всем направлениям получили российско-китайские отношения всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. Наращивался плодотворный политический диалог по актуальным международным проблемам. Состоялись три встречи глав государств (в марте, июне и сентябре), визиты и переговоры различного уровня. Прошли совместные военно-морские (июль) и антитеррористические (август) учения. Китай оставался одним из ключевых внешнеторговых партнеров России. Успешно реализовывалась насыщенная программа двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества.
13.Интенсивным был многомерный диалог с Индией в русле особо привилегированного стратегического партнерства, поддерживался доверительный обмен мнениями по широкому кругу вопросов в ООН и на других международных площадках. Состоялись переговоры президента Российской Федерации с премьер-министром Индии (Москва, 21 октября), многочисленные контакты по линии различных министерств и ведомств, развивалась парламентская дипломатия. Динамичный характер носило военное и военно-техническое сотрудничество, в октябре проведены учения сухопутных войск двух стран. Развивались научно-технические и культурные связи.
14.Россия наращивала усилия по углублению интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (
Одобрение в ходе 8-го саммита ВАС (Бруней, октябрь) российской (совместно с КНР и Брунеем) инициативы о разработке принципов укрепления безопасности в АТР способствовало созданию условий для проведения первых экспертных консультаций по данной тематике (Бруней, ноябрь).
Продолжалось насыщение практическим содержанием связей с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (
Заметно продвинулись отношения всеобъемлющего стратегического партнерства с Вьетнамом. В ходе официального визита Президента Российской Федерации в Ханой 12 ноября достигнуты договоренности об активизации сотрудничества по целому ряду направлений.
Впервые за последние десять лет состоялся официальный визит в Российскую Федерацию премьер-министра Японии (28-30 апреля), по итогам которого принято совместное заявление о развитии партнерства. На фоне укрепления позитивной атмосферы в двусторонних отношениях в ноябре проведен первый раунд диалога в формате "2 плюс 2", возобновлены консультации по проблеме заключения мирного договора. Расширялось многоплановое торгово-инвестиционное сотрудничество. 29 апреля подписано межправительственное соглашение об учреждении и деятельности культурных центров.
15.Благодаря солидарным усилиям России и других государств-членов,
16.Как на двусторонней основе, так и во взаимодействии с партнерами по ОДКБ и ШОС, а также по линии ООН и в рамках Совета Россия - НАТО, Российская Федерация последовательно проводила политику оказания всестороннего содействия Исламской Республике Афганистан в становлении в качестве мирного, независимого, нейтрального государства, способного самостоятельно противодействовать угрозам терроризма, бороться с наркобизнесом и организованной преступностью. Новым шагом в данном направлении стало решение Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ (Санкт-Петербург, апрель) о предоставлении делегации Афганистана статуса наблюдателя при Ассамблее.
17.Предпринимались последовательные усилия по укреплению отношений с государствами африканского континента, их региональными и субрегиональными структурами. Активизации политического диалога способствовало участие в работе Санкт-Петербургского саммита "Группы двадцати" Председателя Африканского союза, премьер-министра Эфиопии Х.Десаленя и председателя Руководящего комитета глав государств и правительств программы "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), президента Сенегала М.Салла. Предпринимались практические шаги по развитию традиционно дружественных отношений с государствами Африки. В ходе саммита БРИКС в ЮАР (Дурбан, 26-27 марта) подписана совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства с Южно-Африканской Республикой.
Российская Федерация, как постоянный член
18.Продвижению взаимовыгодных отношений разнопланового партнерства с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна способствовали многочисленные двусторонние контакты на высшем и высоком уровнях. Предпринимались шаги в интересах повышения динамики сотрудничества с интеграционными объединениями региона. В рамках официального визита в Москву 29 мая министров иностранных дел расширенной "тройки" Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) достигнута договоренность о создании механизма политконсультаций в формате Россия-СЕЛАК.
19.Проводилась последовательная и активная политика в Арктике. Россия принимала участие в реализации многосторонних проектов (более 80) в регионе. На восьмой министерской сессии
20.Активизировались действия российской дипломатии на культурно-гуманитарном направлении. Продолжалась реализация концепции "Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества". Подписаны соответствующие межправительственные соглашения с Македонией, Республикой Корея, Румынией, Турцией и Японией. Расширялась сеть российских центров науки и культуры за рубежом. Осуществлялся комплекс шагов, направленных на укрепление культурно-информационного присутствия России в мире (тематические "перекрестные годы", Дни России в зарубежных странах, программа в рамках Форума славянских культур, мероприятия в связи с памятными датами истории). Без сбоев выполнялась Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы. Доработаны проекты государственных концепций поддержки русского языка за рубежом и "Русская школа за рубежом". Важным направлением внешнеполитической деятельности оставалось взаимодействие с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, в том числе по линии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, консолидация Русского мира. Центральным событием года стало проведение Всемирной тематической конференции "Соотечественники и их вклад в мировую культуру" (Москва, 29-30 октября).
Во взаимодействии с международными и региональными организациями, используя различные дискуссионные площадки и диалоговые механизмы, Россия играла деятельную роль в процессе поиска объединительных идей для выстраивания гармоничных межцивилизационных и межкультурных отношений в мире, исходя из необходимости вести эту работу на основе традиционных ценностей, которые на протяжении истории формировали духовный и нравственный фундамент мировой цивилизации. В рамках работы V Форума "Альянса цивилизаций" (Вена, 25 февраля - 1 марта) были приняты решения о новых ориентирах деятельности этой международной инициативы, действующей под эгидой Генерального секретаря ООН. Поиску ненасильственных путей урегулирования конфликтов была посвящена XI ежегодная сессия Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций" с участием представителей из 60 стран (о.Родос, 6 октября).