ПВО Армении и России обеспечивают контроль над всем Кавказом - интервью с экс-министром обороны Армении
Москва, 26 декабря, 2013, 00:01 — ИА Регнум. Самым резонансным политическим событием 2013 года в Армении было решение Еревана вступить в
Между тем, Армения и Россия заключили договор о приобретении у РФ вооружения по внутренним ценам. Россия начинает формировать единую региональную систему ПВО с Арменией и Казахстаном. "Сегодня мы имеем возможность обмениваться информацией по воздушной обстановке всего региона - от Каспия до Черного моря. Информация со всех сил - корабли, самолеты, радиолокационные станции и отдельные подразделения, распространяется по единой системе ПВО. Армения имеет полный доступ к ней. Фактически с минимальными затратами у Армении есть система ПВО, осуществляющая полный контроль над всем Кавказом. Такой системы нет ни у Грузии, ни у Азербайджана", - поясняет Арутюнян.
Почему Армения решила вступить в ТС, что означает новый армяно-российский "оружейный договор", и как повлияет на безопасность Армении создание единой системы ПВО, об этих и других актуальных вопросах уходящего года корреспондент ИА REGNUM побеседовал с Вагаршаком Арутюняном.
ИА REGNUM: Вагаршак Варназович, между Арменией и Россией существует военно-политический союз, а Таможенный союз декларируется как сугубо экономическое образование. Если исходить из того, что Ереван вступает в ТС по соображениям безопасности, почему обязательно надо присоединиться к экономическому образованию для сохранения гарантий безопасности, если и так существует военно-политический союз между Арменией и Россией? Вопрос очень объёмный. Однако прежде чем ответить на него и понять - проблема в экономической или политической плоскости, необходимо знать следующие фундаментальные вещи. Нет сугубо политических или экономических образований, это все взаимосвязано и одно вытекает из другого. Таможенный союз и программа "Восточное партнёрство" ЕС преследуют политические цели. Таможенный союз определяет пространство, где открыты границы и будет осуществляться единая таможенная политика. Это второй этап интеграции. Первым этапом интеграции было Соглашение о свободной торговле, второй - Таможенный союз, третий - Евразийская экономическая интеграция, а четвертым этапом станет формирование
Теперь о том, что предлагает программа Евросоюза "Восточное партнерство"? История "Восточного партнерства" началась с
Вопрос о том, что следует и можно вести экономическое сотрудничество с ЕС, а военно-политическое - с Россией, абсолютно некорректен. Некорректен в том плане, что не соответствует действительности, поскольку экономическое сотрудничество в первую очередь мы осуществляем с Россией. Всю энергетику, что есть основа экономики, обеспечивает нам Россия. Это дешёвое ядерное топливо - 40% энергетики, дешевый газ, инвестиции в экономику, где Россия лидирует, это железные дороги (концессионный управленец дочерняя компания
ИА REGNUM: До заявления президента Армении от 3 сентября в Москве о намерении Еревана вступить в Таможенный союз, высокопоставленные армянские чиновники вплоть до премьер-министра говорили о нецелесообразности присоединения к Таможенному союзу в связи с отсутствием общей границы. Однако после 3 сентября позиция тех же чиновников резко изменилась, они начали говорить об экономической целесообразности вступления в ТС. Это был своеобразный торг, чтобы получить от России как можно больше в обмен на вступление в Таможенный союз?
В случае с Арменией, нет. Объясню почему. Во-первых, если мы внимательно наблюдали за политическими заявлениями министра иностранных дел и президента Армении, об этом (о не целесообразности) они не говорили. Такие заявления озвучивали отдельные члены правительства. Министр иностранных дел четко заявлял, что стратегический союз у нас с Россией, а со всеми остальными мы развиваем нормальные, партнёрские отношения. Да, отдельные члены правительства говорили о другом. Это же несерьезно. Что значит, нет общей границы с ТС? В плане сухопутной границы Армению от России отделяет около 300 км - это Грузия. Заявления о том, что необходимо ассоциироваться с Европейским союзом, не выдерживают никакой критики, поскольку нас разделяют тысячи километров. В связи с этим говорить о том, что вступить в ТС нецелесообразно по причине отсутствия общей границы, но тем временем утверждать о необходимости заключения Ассоциативного соглашения с ЕС, это при том, что нас разделяют тысячи километров, здесь мы имеем дело с проблемой оценки действительности.
Почему это происходило? Надо четко понимать, идет жесткая борьба за регион. Эта борьба будет ужесточаться, чем дальше, тем сильнее. Это связано с глобальными процессами. Глобально происходит следующее: население мира растет, потребление на душу населения тоже растет, а ресурсы сокращаются. Все это приводит к конкурентной, но жестокой борьбе за ресурсы и рынки. В эту логику укладывается борьба за Кавказ и другие страны постсоветского пространства. В этой борьбе Европа с улыбкой оказывает жесткое давление. В этом плане позицию Армении я рассматриваю как манёвр, чтобы попытаться не ухудшать отношения с ЕС, подписать с Брюсселем какой-то документ, но так, чтобы это не было во вред отношениям с Москвой. Об этом всегда говорилось, что Армения не будет подписывать никакой документ, наносящий урон отношениям с Россией. Даже высокопоставленные чиновники Армении признались, что с ЕС велись переговоры, однако в определенный момент из Брюсселя поставили вопрос - "или, или". Ясно и четко сказано, что переговоры по заключению Ассоциативного соглашения сорвали именно европейцы. Они ставили предусловия, которые противоречили национальным интересам Армении. Тоже самое получилось с Украиной, правда, немного в другой форме.
ИА REGNUM: Сегодня мы видим ухудшение экономических показателей России, которая фактически является самой мощной и самодостаточной единицей нового объединения. По прогнозам экспертов, тенденции ухудшения российской экономики продолжатся и в следующем году. Как вы думаете, удастся ли на фоне ухудшения экономической ситуации ускоренными темпами сформировать Евразийский экономический союз, да еще и принять в ее ряды новые страны?
Это определяется сегодняшними мировыми процессами. То, что Россия стремится к ускорению интеграционных процессов - вполне объективно. Не Россия диктует эту реальность. Проведя параллель можно понять, что в начале XX века не Россия стимулировала гонку вооружений, не СССР поставил начало ядерному вооружению. СССР постоянно догонял. Теперь о том, с какой реальностью Россия столкнулась после развала Советского Союза. Европа и НАТО начали расширяться, несмотря на то, что одним из условий объединения Германии и вывода оттуда советских войск было нерасширение НАТО. Однако Североатлантический альянс не только расширился через страны Восточной Европы, он и вошел в пространство уже бывшего СССР посредством включения в свой состав государств Прибалтики. Таким образом, и здесь геополитическую и экономическую гонку определяет Запад. Он расширяется, пытается везде иметь свое влияние для обеспечения доступа к ресурсам и рынкам. Это делается для того, чтобы как минимум не допустить ухудшения уровня жизни на Западе. Для этого необходимо расширяться, привлекать новые рынки и обеспечивать доступ к ресурсам. В этом контексте Россия вынуждена отвечать, предложить свои интеграционные проекты. Кто мог предположить, что с Грузией может иметь место война? Грузия самостоятельно приняла такое решение? Все вновь упирается в борьбу за регион. Россия же понимая ситуацию, процессы, и сама идет на расширение.
Теперь, что касается российской экономики и интеграции. Россия - единственная самодостаточная единица Таможенного союза. В экономическом плане она сталкивается с проблемами, но и здесь следует трезво оценивать ситуацию. Проблемы существуют, поскольку Советский Союз, а дальше Россия в XX веке прошли через большие войны. Она понесла колоссальные потери. 2/3 потенциала европейской части СССР было уничтожено во время
В связи с этим вопрос, как поступить Армении, если богатая Европа не решает ее проблемы, а "бедная" Россия решает? Европа продвигает в Армении такие проекты, как права человека, выборы, формирование гражданского общества, которые не требуют больших затрат. ЕС владеет настроениями через минимальные затраты. Россия же дает конкретные вещи, которые позволяют обеспечивать уровень жизни в стране и баланс сил в регионе. Мы получаем конкретную помощь, но другой вопрос, насколько эффективно мы ею распоряжаемся. Скажем, Россия снижает цену на газ для Армении с $270 до $189 на границе. Для населения цена не снижается. Но с другой стороны, почти $200 млн в год, которые Армения экономит (за прошедшие 2,5 года несмотря на, что цена на газ повышалась до $270, Армения платила за $189, в результате чего накопился долг на сумму $300 млн перед Россией. По итогам переговоров долг был разделен пополам, и свою половину Армения покрыла, продав 20% акций правительства в ЗАО "
Россия идет на многомиллиардную помощь. Украина просила у Европейского союза конкретную сумму, не получила. Россия предоставила такую помощь - снижение цены на газ на 1/3 и кредит на $15 млрд. Только снижение цены на газ дает Украине $7 млрд в год.
ИА REGNUM: В начале декабря состоялся визит президента России
Конечно, я не согласен. Я бы хотел, чтобы многие вопросы были решены, но надо реально смотреть на ситуацию. Во-первых, по атомной электростанции было четко заявлено о том, что будут проведены работы с целью продления "жизни" станции до 2026 года. Экономический эффект от этого будет существенным, поскольку Россия туда вложит колоссальные суммы для модернизации. Решение принято, сейчас решаются технические вопросы. Что касается железной дороги. Объявлено о том, что туда будут вложены 15 млрд рублей (глава РЖД
ИА REGNUM: На совместной с Путиным пресс-конференции в Ереване президент Армении
Да, речь также идет об этом. История армяно-российского военно-технического сотрудничества берет начало с 1992 года и продолжается по сей день. Имели место разные формы взаимоотношения и взаиморасчетов. Я не хочу в это сейчас вникать, но скажу, что Армения всегда пользовалась льготами. В настоящее время речь идет о том, что в подписанном в 2010 году протоколе о продлении срока дислокации 102-й российской военной базы в Гюмри и изменении задач, говорится также о том, что Россия берет на себя обязательство по обеспечению (Армении) современным вооружением. Там определены механизмы как это будет. В эту логику укладывается то, что Армения обеспечивает военный баланс с Азербайджаном, вкладывая гораздо меньше средств. Эти деньги Армения экономит и пускает на реализацию других внутренних проектов. В противном случае страна вынуждена была тратить на оборону весь имеющийся бюджет, а жить она на что должна? Европа нам не помогает, а НАТО не берет на себя обязательство по обеспечению безопасности и не предоставляет дешёвое вооружение. Между Арменией и НАТО подписано соглашение по Индивидуальному партнёрству. Почитайте это соглашение: ни одного обязательства, не то что по поставке военной техники, а просто по обеспечению безопасности НАТО не берет на себя.
ИА REGNUM: Немало сейчас в Армении экспертов, утверждающих о том, что если бы в свое время Ереван вел соответствующие переговоры с НАТО или крупным государством, можно было бы найти альтернативу российским военным поставкам. Долгие годы вы занимались сферой обороны, также руководили оборонным ведомством Армении. Скажите, пожалуйста, указанные утверждения насколько соответствую реальности?
Нет, они совершенно не соответствуют действительности. Об этом говорят люди, совершенно не понимающе, не представляющие и не занимающиеся сферой обороны. Естественно, что не все понимают сферу обороны, поскольку она очень специфична и связана со всеми отраслями. Можно ведь провести аналогии и понять. Грузия, которая буквально ломится в двери НАТО, она не получила никаких преимуществ, а во время войны 2008 года ей фактически отказали в помощи. С другой стороны, Турция - весомый член НАТО, блокирует Армению, что есть элемент войны. Разве НАТО может воздействовать на Анкару, чтобы она открыла границу? Не может и не сможет. Мало того, во время войны в Ираке, когда американское военные планировали проникнуть в иракский Курдистан через Турцию, Анкара не допустила этого. Это все доказанные практикой примеры. Если бы даже Армения сильно стремилась в другие альянсы, она не получила бы ничего кроме потерь. Единственная страна в регионе, где обеспечена безопасность на глобальном уровне - это Армения. Такой степени безопасности нет ни у Грузии, ни у Азербайджана. Мы находимся в системе безопасности с Россией, которая является членом
ИА REGNUM: Недавно Владимир Путин заявил о том, что в будущем планируется формирование региональных систем ПВО с Арменией и Казахстаном. Во-первых, что это значит и как оно может влиять на систему ПВО Армении?
В принципе у нас с Россией это система есть и действует уже давно. Благодаря этому мы сохранили нашу систему ПВО. С Россией мы создали объединенную систему ПВО, у нас объединённый командный пункт, где совместно с нашими силами противовоздушной обороны несут службу и российские военнослужащие. Они и управляют силами российской 102-ой базы (в Гюмри) и авиаэскадрильей. В рамках этого российская база вооружена комплексами ПВО С-300В, которые несут боевое дежурство. Благодаря этому мы сохранили и армянскую систему ПВО, поскольку этим соглашением были решены вопросы по техническому обеспечению объединённой системы. Нам были предоставлены льготы по проведению ремонта и приобретению запчастей. Это нам позволило не только сохранить, но и создать мощнейшую систему ПВО в регионе, завязанную на российскую систему противовоздушной обороны Южного военного округа. Существующие в настоящее время силы ПВО с излишеством хватают на мирное время, а в период военной угрозы или в случае возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта будут задействованы все силы ПВО и не только на Южном Кавказе, на Черном море и каспийской флотилии (там же военные корабли несут боевое дежурство). На сегодняшний день мы имеем возможность обмениваться информацией по воздушной обстановке всего региона - от Каспия до Черного моря. Информация со всех сил - корабли, самолеты, радиолокационные станции и отдельные подразделения, распространяется по единой системе ПВО. Армения имеет полный доступ к ней. Фактически с минимальными затратами у Армении есть система ПВО, осуществляющая контроль над всем Кавказом. Такой системы нет ни у Грузии, ни у Азербайджана.
ИА REGNUM: В последнее время в СМИ просочилась информация о том, что в Армении уже размещены ОТРК "Искандер". Информация, конечно, официально не была подтверждена. Затем сообщалось о том, что указанные комплексы могут быть размещены в ближайшем будущем. С вашей точки зрения, существует необходимость размещения в Армении оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер" с дальностью поражения 500 км?
Это вопрос времени. Целесообразность размещения ОТРК "Искандер" однозначно существует. Если в Армении дислоцирована военная база России и существует соответствующее соглашение, вооружение должно происходить автоматически. Каждый вид вооружения выполняет какие-то конкретные задачи. Естественно ракетные комплексы, как на базе, так и у нас должны быть размещены. И они, естественно будут. Есть штатная структура - подразделения, соединения, объединения и имеется перечень вооружений, которыми они должны обладать. Это ракетные комплексы, системы ПВО, бронетанковая техника, системы связи и пр. В этом плане вопрос размещения комплексов носит технический характер.
ИА REGNUM: Военным щитом интеграционного формата Таможенного союза является ОДКБ, как НАТО в случае с Европейским союзом. В случае ОДКБ встает вопрос о том, что страны-участницы блока больше связны с Россией, нежели между собой. В этом плане ОДКБ часто сравнивают с "клубом союзников" России, нежели блоком союзных и связанных между собой общими интересами государств. В связи с этим вопрос, по вашему мнению, на сегодняшний день насколько действенная организация ОДКБ, имеет ли она будущее?
Я не согласен с такой оценкой, поскольку такие названия, как "клуб" и пр, даются в рамках информационной борьбы. Часто тиражируется утверждение о том, что
Беседовал Аршалуйс Мгдесян