Адам Мицкевич является белорусским поэтом, потомком "белорусской шляхты" и власти постсоветской Белоруссии уделяют больше внимание увековечению его памяти. Об этом сообщает государственное информагентство БелТА в специальной публикации "К 215-летию со дня рождения Адама Мицкевича".

"Адама Мицкевича считают польским поэтом, так как писал он свои произведения на польском языке. Но состоялся ли бы он как поэт, если бы не живописные новогрудские пригорки, красота принеманского края. Стал ли бы он поэтом без песен, легенд, сказок, которые слышал с детства. К тому же, корни его идут из белорусской земли. Родители Адама Мицкевича происходили из обедневшей белорусской шляхты. В Новогрудском повете (ныне Барановичский район), в деревне Заосье 24 декабря 1798 года появился на свет и он сам. Через два года после рождения Адама семья перебрались в Новогрудок, но в Заосье продолжали возвращаться, чаще всего летом. В Заосье и Новогрудке Адам Мицкевич познакомился с белорусским языком, на котором разговаривали крестьяне и здешняя шляхта, с местными легендами, преданиями и обычаями", - сказано в публикации.

"Вместе с единомышленниками Адам Мицкевич создал тайное общество патриотической молодежи - филоматов и филаретов", - сообщили авторы публикации. На самом деле уместно говорить об "обществах", а не об "обществе". Госинформагентство, судя по контексту публикации, отождествляет белорусский патриотизм с польским.

Оценивая литературное наследие представителя польского романтизма, госинформагентство отметило: "Наиболее бунтарское среди произведений Мицкевича "Ода к молодости", с которой позднее шли в бой польские и белорусские повстанцы 1830 года". На само деле ни один из участников польского мятежа 1830-31 гг. не называл себя "белорусом", а целью восстания было заявлено восстановление Речи Посполитой как польского национального государства в границах 1772 года, т.е. включая земли нынешней Белоруссии и Украины. Такая же цель была и у "январского восстания" 1863 года, до которого Мицкевич не дожил несколько лет, но в подготовке которого активно участвовал, как отмечено в публикации, сотрудничая в Париже " с деятелями польской и литовско-белорусской эмиграции". На самом деле в те годы никакой "литовско-белорусской эмиграции" не существовало. Т.о., госинформагентство попыталось, вопреки историческим фактам, "обелорусить" не только происхождение польского литератора, но и польскую политическую эмиграцию.

"В апреле 1855 года Мицкевич овдовел, и осенью того года уехал в Константинополь, намереваясь организовать Новый польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. В том же году Адам Мицкевич умер. Прожил он 57 лет. По одной из версий, поэт во время эпидемии заболел холерой. Смерть застала Мицкевича в Константинополе, в разгар его нового проекта по созданию Польского легиона для участия в русско-турецкой войне против Российской империи. По другой (неподтвержденной) версии, Адама Мицкевича отравили", - сказано в публикации. Сообщив о сомнительной версии "отравления" польского литератора, сотрудники госинформагентства, видимо, забыли для полноты картины упомянуть о попытке Мицкевича организовать еврейский легион во время Крымской войны, о чём говорит "Еврейская энциклопедия". Этот же источник, учитывая, что мать Мицкевича происходит из семьи не "обедневшей белорусской шляхты", а крещеных польских евреев Маевских (отец поэта - из обедневшей польской шляхты, никогда не называл себя "белорусом"), уделяет большое внимание еврейской тематике творчества Адама Мицкевича.

По данным "Еврейской энциклопедии" и других источников, семья матери Адама Мицкевича принадлежала к одной из мистических иудаистских сект - франкистам (последователи Якова Франка), являвшейся ответвлением другой мистической иудейской секты, распространённой, в т.ч., в Речи Посполитой - саббатианцев. Под влиянием мистицизма, в частности - идей Я.Франка, А. Товяньского, Л. К. Сен-Мартена, Ф. Месмера, Э. Сведенборга, в творчестве Мицкевича отчётливо прослеживается соответствующая проблематика. Авторы "Еврейской энциклопедии" указывают на соответствующие образы в поэмах "Дзяды" (1823), "Пан Тадеуш" (1834) и других произведениях.

Как сообщало ИА REGNUM, 21 февраля Александр Лукашенко принял русского писателя Александра Проханова, подарив ему книгу "Адам Мицкевич на открытках конца ХIХ - начала ХХ века". По мнению Лукашенко, творчество Мицкевича относится к белорусской культуре, а Проханов назвал Мицкевича "евразийским поэтом".