Донской губернатор: В наших планах - активизация инвестиционной политики

Ростов-на-Дону, 23 декабря 2013, 12:50 — REGNUM  Губернатор Ростовской области Василий Голубев в интервью ИА REGNUM подвел итоги 2013 года и рассказал о планах на будущее.

ИА REGNUM: Василий Юрьевич, фактически,2013-й год уже завершился. И хотелось бы, чтобы вы подвели предварительные итоги уходящего года. Какие основные тенденции в экономике и социальном развитии области вы бы отметили?

Тенденции текущего года можно оценить по конкретным итогам 11 месяцев. Несмотря на замедление темпов развития, в Ростовской области подавляющая часть показателей - выше среднероссийских. По сравнению с 2012 годом, рост объёмов отмечается в основных видах деятельности. Индекс промышленного производства вырос на 4,8%, оборот розничной торговли - на 3,9%, объём жилищного строительства - на 6,7%. Мы ввели порядка 1,8 млн кв м жилья. В целом объём строительства по области вырос на 26%. Чуть ниже стал уровень безработицы - 0,7%. Год назад, на это же время, он был 0,8%. По предварительной оценке, рост валового регионального продукта составит от 3,5 до 4%.

Экономические результаты заметно влияют на состояние демографической ситуации. За 11 месяцев в Ростовской области сохраняется положительная тенденция, у нас родилось больше детей, чем на эту же дату прошлого года. У нас выросло число рождений третьих и последующих детей на 10,2%, сократилось число умерших на 2% и снизилась естественная убыть населения на 5,1% (примерно 7,9 тысячи человек). Выросло количество муниципальных образований с естественным приростом населения с 7 до 11 в этом году.

За 10 месяцев текущего года реально располагаемые доходы населения по области выросли на 7,9%. В РФ эта цифра составляет 3,9%. Средняя заработная плата по полному кругу всех предприятий, расположенных в Ростовской области, составляет около 20,9 рублей. Рост за 11 месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 11,4%.

ИА REGNUM: Положительная динамика экономики всегда конкретно сказывается на самочувствии людей. Вы упомянули о снижении уровня безработицы. Вероятно, на рынке труда появилось больше предложений? Что делает правительство области в этом направлении?

Мы продолжаем создание условий для наращивания рабочих мест. Как вы знаете, есть программа "100 губернаторских проектов". В этом году из этой сотни 7 проектов на общую сумму 23 млрд рублей были реализованы, и новые объекты введены в эксплуатацию. На них было создано в общей сложности 1200 рабочих мест. Это, например, "ТАГМЕТ", который завершил строительство дуговой сталеплавильной печи, производительностью 950 тысяч тон в год. Это завершающая часть проекта, который реализовывался в течение нескольких лет. Мы не только построили вместе с инвесторами новый комплекс, но и создали условия для того, чтобы 200-киловаттная линия электропередач, которая пришла в Таганрог, сняла традиционный дефицит электроэнергии в городе. В ближайшее время в Таганроге перестанут работать мартеновские печи. Это создаст условия для улучшения экологии этого крупного города.

Компания "Гардиан Стекло" ввела завод по производству листового стекла производительностью 900 тонн в сутки. Компания "Ирдон" создала производство быстровозводимых железобетонных конструкций для строительства жилья разного типа. Его мощность - 150 тысяч кв м в год. Пищекомбинат "Донской" построил производственно-логистический центр. Компания "Зельгрос" открыла центр мелкооптовой торговли.

Кроме проектов, которые были в сотне, появились ещё несколько предприятий, которые существенно повлияют на экономику. Это фабрика "Мишкино" - один из самых крупных в стране производителей кондитерских изделий (58 тысяч тонн в год), компания "Кэн-Пак" - завод упаковки, который будет производить примерно 1 млрд единиц алюминиевой упаковки в год. Инвестиции составили порядка 3 млрд рублей.

Сегодня в "губернаторской сотне" - 59 проектов с общим объёмом инвестиций в 557 млрд рублей. Будет создано 34 тысячи рабочих мест.

ИА REGNUM: Повышение инвестиционной привлекательности Ростовской области, привлечение инвестиций в регион вы всегда называли в числе основных своих задач, с того самого времени, когда стали губернатором Ростовской области. Какие результаты достигнуты в 2013 году в этом направлении?

Если говорить в целом об инвестициях в экономику и социальную сферу Ростовской области, то мы плюсуем по сравнению с прошлым годом - за 9 месяцев текущего года в донскую экономику инвестирован 151 млрд рублей. Это плюс 23,1% к соответствующему периоду прошлого года. Сейчас весьма сложно предсказывать завершение года, но мы надеемся, что превысим прошлогодние показатели. Хотя они был достаточно высокими, как вы помните, - 212 млрд рублей. Моя осторожность связана, прежде всего, с тем, что в последние два месяца мы ввели особый режим финансирования ряда объектов из-за замедления темпов поступления доходов в областной бюджет. Хотя мы точно знаем, что плановое значение бюджета будет выполнено. И все же мы планировали прирост порядка 16%, а будет примерно 5-6%.

Мы работаем над тем, чтобы все запланированные программы по инвестсоглашениям были реализованы. И планы мы инвестиционные не меняем. Хотя ведём активно переговоры с инвесторами и предприятиями для того, чтобы уточнить, на какой объём инвестиций по завершении текущего года мы выйдем.

Оценки по уровню инвестиций делаются дважды в течение года: в январе и августе. Мы рассчитываем, что в нынешней ситуации, которую можно назвать сложной, планы инвесторов, крупных предприятий, планы по поддержке малого и среднего бизнеса позволят нам выйти на запланированные объёмы развития экономики нашего региона.

ИА REGNUM: Василий Юрьевич, вы упомянули в начале нашего разговора о замедление темпов развития производства. С чем это связано?

Если говорить об экономике, я сказал несколько слов уже о том, что мы живём не в закрытом мире. Естественно, экономика нашего региона связана с экономикой России. И во многом связана с экономикой тех 70 стран, для которых предприятия области поставляют свою продукцию. Это всё налагает свой отпечаток на ситуацию.

Если говорить об инвестиционной политике, в наших планах только одно - активизация этой политики, наполнение программы "100 губернаторских проектов". Сотня не предел, и с этим надо просто работать. Сегодня практически на выходе несколько крупных проектов.

Вы, наверное, знаете, мы построили в Миллеровском районе вместе с "Евродоном" крупнейший в стране комплекс по производству мяса утки объёмом выпуска 26 тысяч тонн. Это влечёт за собой создание новых перерабатывающих производств. Это тоже хорошие инвестиции. Мы планируем начать строительство "Первого донского сахарного завода" - так его назвали инвесторы: французская компания, международная сахарная корпорация. Она занимается проектированием, и до конца года фактически завершат его. Мы сейчас работаем с правительством РФ по поводу привлечения федеральных субсидий на поддержку, потому что проект стоит более 10 млрд рублей. Но он донским аграриям очень нужен. Наши селяне производят порядка 700 тысяч тонн сахарной свеклы, а перерабатывать её сложно. Мы везём её в Воронежскую область, Краснодарский край. И мы стоим вторыми, третьими в очереди. А у свеклы есть такое свойство - через две недели после того, как ты её взял с поля - сахаристость, качество падает. А ещё и ждём. А в позапрошлый год, достаточно урожайный, когда более миллиона тонн произвели, у нас порядка 200 тысяч тонн не переработали, пошло это на корм. Так что нам очень нужен этот завод.

Кроме того, модернизация существующих мощностей, которая реально сегодня проходит, приводит к увеличению объёмов производств, то есть к созданию новых рабочих мест, новых условий для развития экономики.

У нас в этом году проходили очень серьёзные вложения в модернизацию именно угольных предприятий. Мы рассчитываем, что объём производства будет расти в следующем году совсем по-другому, чем ситуация складывалась в текущем году.

На выходе и третий энергоблок атомной станции, который должен быть введен в 2014 году. Очень важна для нас реализация проектов в перерабатывающей промышленности, в том числе тот, что мы заложили в текущем году рядом с Волгодонском: по глубокой переработке зерна с целью производства добавок к кормам для животных. Объём инвестиций - порядка 9 млрд рублей.

Это и начало строительства рядом с Новошахтинском крупного завода по переработке зерна для производства добавок для высококачественного бензина. Сегодня идёт проектирование, инвесторы обсуждают условия проекта, потому что это крупные вложения. По некоторым оценкам, они могут достичь 800 млн долларов.

Я сейчас не говорю о более дальних планах, хотя они тоже существуют. Вы знаете, что не так давно было подписано соответствующее поручение по проработке вопроса о переносе в Батайск "Роствертола". Сейчас поручения Председателя Правительства состоялись, и курирует этот вопрос вице-премьер Рогозин. Это примерно пятилетняя перспектива, если все будет в соответствии с этими планами.

ИА REGNUM: Какие резервы, на ваш взгляд, сегодня нужно задействовать, чтобы сохранить сложившуюся динамику инвестиций?

Я считаю, что один из резервов, который сегодня есть в области, это дальнейшее создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Неслучайно мы вступили в текущем году в несколько проектов. Один из них - пилотный - по созданию благоприятных условий для стартапов бизнеса. Плюс к этому продолжающаяся модернизация транспортной инфраструктуры, которая традиционно влечёт за собой создание новых рабочих площадок для развития бизнеса. В данном случае я имею в виду крупный проект по обходу Аксая - от федеральной дороги М-4 "Дон". Несмотря на то, что в следующем году мы построим мост через Дон в районе Аксая (в 2014 году он должен сдаваться), тем не менее, мы планируем начать обход уже в следующем году. Проект фактически на выходе. "Российские автомобильные дороги" этим занимаются. В общем, любое новое развитие сопровождается ещё и развитием инфраструктуры, что очень важно, и таким образом создают условия для развития бизнеса.

ИА REGNUM: Ростов называли портом пяти морей. Как Вы оцениваете перспективы развития морских портов в регионе в связи со строительством Ростовского универсального порта. Какое значение имеет наращивание портовых мощностей?

Как раз недавно я ещё раз оценивал вместе со специалистами ход выполнения проекта строительства Ростовского универсального порта, посетил несколько портовых площадок. Убеждён, что это для нас актуально. Только перед этим предстоит реализовать некоторые инфраструктурные проекты. Потому что сегодня дороги, подъездные пути к портовой инфраструктуре не удовлетворяют современным требованиям. Мы это видим в августе-сентябре, когда уборка урожая идёт, всё забито, площадок нет.

Здесь ещё одна вещь очень важная, касающаяся компаний, которые сегодня занимаются непосредственно перевозкой водным транспортом. Как известно, при вступлении в ВТО водный транспорт находится в наиболее уязвимом состоянии, как и, например, производство машиностроения, перерабатывающая промышленность, поэтому многое будет зависеть от того, как наши водники сегодня реально сработают, в том числе по модернизации транспорта, по его замене. Здесь конкуренция будет очень высокой, но то, что наше географическое положение и водные пути позволяют сегодня эту программу развивать, и то, что это экономически целесообразно и выгодно для региона, это абсолютно верно.

ИА REGNUM: Впереди ЧМ по футболу- 2018 года. Что это событие принесет Ростовской области?

Во-первых, возможность провести матчи ЧМ - это возможность найти новые инвестиционные решения для развития как минимум центральной части Ростовской области - Ростова, можно говорить, Большого Ростова. Убеждён, что у нас есть такая возможность. Общий объём инвестиций, предполагается, превысит 85 млрд рублей. Из них примерно 26 млрд - федеральные инвестиции. Хотя эта цифра скорректирована сейчас. Ориентировочная стоимость стадиона - порядка 14 млрд рублей. Стоимость аэропортового комплекса, пока без корректив, 31-32 млрд рублей. Вложения муниципального и областного бюджетов - 22 млрд рублей. Стоимость аэропортового комплекса может быть больше, т.к. первоначально аэропорт по федеральной целевой программе был запланирован до 2020 года, после встречи моей с президентом в августе текущего года были внесены коррективы. Президент дал поручение перенести сроки на 1 квартал 2018 года. По нашим планам и планам инвестора, аэропорт должен быть завершён в 4 квартале 2017 года. Так что объемы финансирования должны быть скорректированы. Мы, конечно, это уточним. Учитывая, что это не только два этих объекта, но и очень серьезные вложения в инженерную, дорожную, гостиничную инфраструктуру, в обустройство городов, у нас есть возможность создания новых точек развития Ростова, Азова, Новочеркасска и ряда других городов области.

Стадион - это, можно сказать, такая спичка к реакции, которая создаст условия для развития левобережной части Ростова уже на совершенно новом уровне. Именно здесь могут появиться новые точки роста экономики нашей области. Мы уже рассматриваем такие проекты. Модернизация транспортной инфраструктуры поменяет конфигурацию. Мы сегодня уже фактически начали строительство некоторых объектов. Продолжаем строительство крупных дорог. Одна из них - это Ростов-Азов. Также Ворошиловский мост, северный обход Ростова. Реализация проекта нового транспортного сообщения и легкорельсового трамвая в Ростове. Это не только сообщение с аэропортовым комплексом, но и внутри города. Всё это традиционно ведёт к развитию конкретных территорий и к новым инвестиционным вложениям в них. Считаю, что это хорошая возможность, которую необходимо использовать для развития Ростовской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.