Аналитический холдинг и Фонд "Петербургская политика" представляют серию обзоров "Топ-события 2013 года в российских отраслях". В рамках обзоров выявляются наиболее значимые и резонансные, по мнению авторов, события, которые определили специфику ситуации в отрасли в уходящем году - действия ключевых игроков, конфликтные точки, изменения на рынке, решения органов государственной власти.

ИА REGNUM публикует обзоры по ключевым событиям в авиационном и железнодорожном транспорте, космической отрасли.

Аналитический холдинг (www.holding-media.ru) основан в 2009 году бывшими сотрудниками одного из департаментов Центра политической конъюнктуры России. Основная специализация компании - подготовка медиа-исследований по ситуации в отраслях российской экономики. Фонд "Петербургская политика" (fpp.spb.ru) работает на рынке с 2002 года и является одним из наиболее цитируемых исследовательских фондов, активно публикующих рейтинги и обзоры политических процессов и ситуации в российских регионах.

ПОЗИ-ЦИЯСОБЫТИЕОПИСАНИЕ
1Борьба вокруг финансирования из средств Фонда национального благосостояния проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва - КазаньНа Петербургском экономическом форуме Владимир Путин поручил правительству сформировать механизмы реализации трех инфраструктурных проектов, на которые будут направлены средства из Фонда национального благосостояния, - высокоскоростной магистрали Москва - Казань, Центральной кольцевой автодороги и модернизации Транссиба. 31 июля было объявлено о выделении государством 650 млрд руб. на сооружение магистрали Москва - Казань. Время в пути следования (770 км) должно составить 3,5 часа, а в случае последующего продления до Екатеринбурга (1595 км) - до 8 часов. Первый экспериментальный участок Нижний Новгород - Чебоксары планировалось соорудить к 2016 году. В ноябре предполагалось провести конкурс на разработку проекта, интерес к которому проявляли консорциумы немецкого Deutsche Bahn и французской SNCF. Однако после пересчета специалистами РЖД стало известно об увеличении стоимости дороги длиной 770 км на 140 млрд руб. - до 1,068 трлн руб. На совещании у В.Путина 6 ноября было принято решение отложить финансирование проекта, как минимум, до 2014 года. В то же время участники рынка продолжали сообщать о возможности проведения тендера на строительство в марте 2014 года.В декабре появились сообщения о разработке Минтрансом проекта стратегии развития транспорта до 2030 года. Объем вложений в высокоскоростные железные дороги (350-400 км/ч) предложен в документе на уровне 6,5 трлн руб. Согласно документу, трасса Москва - Казань - Екатеринбург должна получить ответвления на Уфу и Пермь.Тем временем в декабре в Татарстане прошли организованные КПРФ акции протеста, на которых был инициирован сбор подписей против строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань. Участники акций в том числе обращали внимание на пример Сочи, где из-за федеральных проектов проводился масштабный снос жилых домов.
2Утверждение инвестиционной программы РЖД на 2014-2016 гг. в размере 1,2 трлн руб. и замораживание тарифов на 2014 год14 ноября правительство РФ утвердило инвестиционную программу РЖД. Ее объем был уменьшен более чем на треть - с 1,9 трлн руб. 43% расходов возьмет на себя государство, 47% - РЖД, 10% будут покрыты займами. Объем расходов в 2014 году составит 395,6 млрд руб., 2015 - 415,2 млрд руб., 2016 - 438,4 млрд руб. Государственные средства направляются на финансирование крупных проектов - в том числе модернизацию БАМа и Транссиба. В ответ на секвестр инвестпрограммы руководство РЖД заявило о возможности сокращения персонала на 60 тыс. человек.Кроме того, правительство отказалось от индексации в 2014 году железнодорожных тарифов. В то же время дискуссионным остался вопрос о возможности индексации тарифов на нефтеналивные грузы.
3Скандалы в связи с публикациями о смене руководства19 июня широкий резонанс получила информация о подписании Дмитрием Медведевым распоряжения об отставке Владимира Якунина с поста главы РЖД и назначении на этот пост его первого заместителя Александра Мишарина. Затем эта информация была опровергнута, а ее вброс объяснен от имени пресс-службы правительства хакерской атакой. В декабре В.Якунин заявил, что ему известны организаторы и исполнители этого шага.В течение второй половины года ожидания экспертов относительно карьерной судьбы В.Якунина были крайне противоречивы. На это накладывалась публикация в блогах информации о "бизнес-империи" Якунина, допущенных им нарушениях при строительстве дачи и "шубохранилища", а также другие критические сведения о руководстве РЖД.
4Конфликты вокруг возможности сокращения пригородных электричекРуководство РЖД сообщило, что его дочерние компании будут заключать в 2014 году с регионами договоры на местные перевозки только в том объеме и на тот срок, на которые будет хватать средств, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в областных бюджетах. По заявлению компании, решения правительства о тарифах на грузоперевозки вынуждают РЖД оптимизировать свои потери в сфере пригородных железнодорожных перевозок. В течение нескольких месяцев компания обращалась к руководителям регионов с предложением заключить договор на транспортное обслуживание населения, однако не добилась успеха. В ряде регионов при участии местных железных дорог организовывались акции "Защитим электричку". По расчетам РЖД, необходимый уровень компенсаций в 2014 году должен находиться на уровне 17 млрд руб., однако проекты региональных бюджетов закладывают на эти цели 7,6 млрд руб.С июля 2012 года было отменено более 300 пригородных поездов - в том числе около 40% в Курганской, Челябинской, Новгородской областях.
5Сокращение объемов грузовых железнодорожных перевозок в 2013 году на 3% и снижение производства грузовых вагонов на 20,3%За 9 месяцев 2013 года погрузка на сети РЖД снизилась на 3% в сравнении с показателем аналогичного периода 2012 года - до 924,3 млн тонн.Производство грузовых вагонов в России за этот период сократилось на 20,3%, до 43,1 тыс. единиц. Снижение произошло у большинства заводов: "Уралвагонзавод" на 30%, до 9,6 тыс., "Рузхиммаш" - на 10%, до 2,3 тыс., "Промтрактор-Вагон" (входит в концерн "Тракторные заводы", принадлежащий Внешэкономбанку) - на 68%, до 1 тыс. штук.
6Сокращение расходов РЖД на оплату персоналаВ начале декабря руководство РЖД объявило, что 27% сотрудников кампании трудятся в режиме неполной рабочей недели. Впервые использование такой практики началось в мае в связи с падением погрузки. После сентябрьского замораживания правительством тарифов на госмонополии в 2014 году В.Якунин сообщил об угрозе увольнения 60 тыс. человек или переводе на 4-дневную рабочую неделю свыше 300 тыс. сотрудников из общего числа 935 тыс. работников РЖД.
7Завершение инфраструктурных проектов РЖД, приуроченных к Олимпийским играм в Сочи28 октября был открыт железнодорожный вокзал в Адлере, увеличивший пропускную способность станции с 15 тыс. до 30 тыс. человек в час. 1 ноября с Казанского вокзала Москвы был отправлен первый в истории российских железных дорог двухэтажный поезд в Сочи, состоящий из 15 вагонов. В тот же день был запущен электропоезд "Ласточка", следующий из Сочи до вокзала Красная Поляна с остановками на станциях Мацеста, Хоста, Адлер и Эсто-Садок. Запуск железнодорожного сообщения с горнолыжным курортом стал возможным после завершения строительства совмещенной автомобильно- железнодорожной магистрали Адлер - Альпика-Сервис. На вагоны "Ласточка" (Desiro) производства концерна Siemens в 2011 году была введена нулевая пошлина. Совет Евразийской экономической комиссии подтвердил 15 февраля продление нулевой пошлины до 31 декабря 2014 года.
8Запуск аэроэкспресса в Казани и подготовка "Аэроэкспресса" к покупке двухэтажных вагоновСкоростная дорога между центром Казани и аэропортом была запущена 22 мая в преддверии Международной универсиады. В день курсирует 10 пар поездов. Продолжительность поездки составляет 20 минут.Кроме того, "Аэроэкспресс" заключил кредитный договор с швейцарским Gazprombank на 2 млрд руб. сроком на 15 лет. Средства от кредита планируется направить на покупку двухэтажных вагонов, которые будет поставлять швейцарская Stadler. Предполагается, что по контракту к 2015 году будет приобретено около 150 вагонов. К этому времени оператор ожидает двукратного увеличения пассажиропотока.
9Рамочное соглашение о возобновлении строительства железнодорожной ветки Кызыл - КурагиноВ период проведения X Красноярского экономического форума представители Минтранса, администрации Красноярского края, правительства Тувы и "Тувинской энергетической промышленной корпорации" Руслана Байсарова подписали рамочное соглашение о возобновлении строительства ветки. По оценкам ТЭПК, стоимость проекта составит 150 млрд руб. Четкой информации о сроках строительства и источниках финансирования в документе нет. Руслан Байсаров сообщал, что готов реализовать проект без участия госсредств, только за счет частных инвесторов. Ветка Кызыл - Курагино длиной 402 км должна связать единую систему железных дорог с Элегестским угольным месторождением в Туве. Временная лицензия на его освоение передана "Тувинской энергетической промышленной корпорации".
10Ввод в действие совместной железнодорожно-паромной линии "Порт Самсун - Порт Кавказ" через Черное море19 февраля в порту города Самсун на черноморском побережье Турции состоялось торжественное открытие инфраструктурного комплекса, который обеспечит комбинированное паромно-железнодорожное сообщение между Россией и Турцией. Это позволит увеличить грузовые перевозки между двумя странами более чем на 15%, а объем международного грузового транзита между РФ и Турцией - на 15-20% в первые годы. С 2010 года переправа эксплуатировалась в тестовом режиме.
11Подписание соглашения между Россией и Китаем о строительстве железнодорожного моста через АмурВ рамках XVII Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о строительстве железнодорожного моста через реку Амур в районе села Нижнеленинское Еврейской автономной области и города Тунцзян (КНР). Соглашение подписали губернатор ЕАО Александр Винников, гендиректор "Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона" Павел Грачев, губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао, заместитель начальника Харбинского железнодорожного управления Сюй Цзяцзюнь и мэр города Тунцзян Ван Цзинь. В документах отражен план-график взаимодействия сторон для организации строительных работ по проекту. К строительству планируется приступить до конца 2013 года.
12Подписание соглашения о строительстве крупной железнодорожной ветки во Вьетнаме14 мая в присутствии премьер-министров России и Вьетнама был подписан трехсторонний договор о сотрудничестве в реализации проекта строительства железной дороги на юге Вьетнама, которая соединит порт Вунг Тау с промышленным районом в Хошимине и протянется дальше, к двум месторождениям бокситов в провинции Бинь Фыок. По этой дороге компания An Vien, владеющая месторождениями, будет вывозить бокситы морем на экспорт.
13Подача заявки РЖД на покупку греческих транспортных активов: порта Thessaloniki, железнодорожного перевозчика TrainOSE и ремонтной компании RoscoФонд по управлению государственным имуществом Греции Hellenic Republic Asset объявил о начале сбора заявок от претендентов на покупку 100% уставного капитала компании Rosco. В. Путин поручил правительству рассмотреть вопрос об участии РЖД в приватизации греческого порта Thessaloniki, железнодорожного перевозчика TrainOSE и ремонтной компании Rosco. РЖД попросила разрешения на покупку этих активов, апеллируя к стратегическим интересам России в Европе. Стартовая цена трех компаний - более €140 млн.
14Принятие серии регулирующих норм после железнодорожных катастрофВысший арбитражный суд объявил о введении полной ответственности РЖД за сохранность грузов в авариях на железных дорогах. Разбирательство происходило в связи с аварией в мае 2011 года в Волгоградской области, где состав столкнулся с "Камазом" на железнодорожном переезде. Перевозимые тем составом вагоны принадлежали компании "Русский мир" и не подлежали восстановлению. После серии судебных споров ВАС принял сторону "Русского мира", установив, что Устав железных дорог предусматривает ответственность перевозчика независимо от того, имеется ли его вина в утрате и повреждении груза. При расследовании происшествия на перегоне Слюдянка-Утилик участка Иркутск - Улан-Удэ 12 января, повлекшего гибель локомотивной бригады, выявлены факты продления сроков службы литых деталей, не согласованного с заводом-изготовителем и не введенного в действие в установленном законом порядке. Было принято решение о запрете на продление срока службы устаревших литых деталей. С 1 апреля РЖД ввела запрет на погрузку вагонов внутригосударственного сообщения, если тем остается менее 30 дней или 10 тыс. км пробега до предстоящего ремонта. Был также утвержден полный запрет на продление эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. Временное продление ограничивается сроком в 1 год. В то же время независимые перевозчики выступили с критикой ряда введенных ограничений, указав на различия оценок РЖД и внешних экспертов относительно признания негодным литья, подлежащего ремонту. Критику со стороны независимых операторов вызвал и другой шаг РЖД по регулированию отрасли - установление безусловного контроля над недопустимостью превышения станциями погрузки и погранпереходами пропускной способности. Система контроля лимита применяется, если станция полностью забита вагонами.
15Унификация ставок на грузовые железнодорожные перевозкиФедеральной службой по тарифам была проведена унификация прейскуранта на грузовые железнодорожные перевозки. Из него был исключен раздел, определяющий тарифы для перевозки через сухопутные пограничные переходы ряда типов грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов. С августа РЖД установила надбавки на железнодорожные перевозки ряда грузов через сухопутные пограничные переходы РФ. Ранее эти коэффициенты устанавливала ФСТ, однако после создания Таможенного союза такой функцией была наделена РЖД. В частности, надбавки были установлены на перевозки нефтяных грузов в цистернах, на перевозки чугуна в полувагонах в направлении иностранных портов через страны Балтии и Финляндию (от 11,5% до 13,4%), перевозку стали в слитках, ферросплавов, стальных заготовок, рельсов и труб на тех же направлениях (от 8,7% до 13,4%), лесоматериалов и ряда других товаров.
16Разногласия вокруг организации железнодорожных перевозок гуманитарной помощи в районы Дальнего ВостокаВо время сбора помощи пострадавшим от наводнения районам Дальнего Востока высказывался ряд замечаний из-за сбоев в исполнении президентского указа о бесплатной отправке гуманитарных грузов в пострадавшие районы. В частности, РЖД отказала Бурятской епархии Русской православной церкви в бесплатной доставке гуманитарной помощи на Дальний Восток. Активисты Общероссийского народного фронта заявляли о выявлении проблем с поставкой грузов. По утверждению депутата Госдумы РФ А.Богомаза, собравшего 50 тонн картофеля, отправителю было предложено воспользоваться вагоном-рефрижератором (для выделения которого требовалось представить не менее 200 тонн груза) или отложить отправку до весны 2014 года.
17Запуск в России производства длинномерных рельсовВ июне компания "Мечел" запустила новое производство длинномерных рельсов. Объем инвестиций на строительство универсального стана составил 715 млн долл. Использование длинномерных рельсов позволяет обеспечить бесстыковой железнодорожный путь и тем самым снизить стук вагонных колес.
18Запуск программы динамического ценообразования по продажам билетов в купе, СВ и люкс1 марта РЖД начала продажу билетов в вагоны "купе", "СВ" и "люкс" с применением динамического ценообразования. Новая схема коснулась составов, курсирующих из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Смоленск и обратно. Стоимость билетов изменяется в зависимости от сезона, дней недели, спроса и количества проданных мест. В первые дни продаж (за 45 суток до отправления - кроме "высокого сезона" и праздничных дат) цена устанавливается на минимальном уровне, затем она может увеличиваться.В ноябре была расширена предварительная продажа билетов на ряд маршрутов. Билеты на ряд поездов из Москвы в Санкт-Петербург, Казань, Самару, Ульяновск, Воронеж, Липецк, Тамбов, Нижний Новгород, Чебоксары, Киев, Харьков стало возможным приобрести за 60, а не только за 45 суток до отправления.
19Ввод системы выборочного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа на железнодорожных вокзалахС 1 апреля на 32 железнодорожных вокзалах России введена система выборочного досмотра пассажиров, ручной клади и багажа. Выборочный досмотр проводится в рамках Комплексной программы безопасности населения на транспорте, разработанной российским правительством. Многие эксперты высказывали критические замечания относительно целесообразности таких мер и угрозы создания дополнительных неудобств из-за очередей на вокзалах.
20Открытие в Санкт-Петербурге первого в России магазина duty free на железнодорожном вокзалеПервый магазин был открыт на Финляндском вокзале в терминале, откуда поезда "Аллегро" отправляются в Хельсинки. Пассажиры получили возможность осуществлять заказ товаров через Интернет в магазине беспошлинной торговли duty free, которые они желают получить в дороге. Единым оператором по открытию магазинов duty free на железнодорожных вокзалах РФ стала корпорация "АэроТрейдСервис".
 СобытиеКраткое описание
1Крушение Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан" в Казани17 ноября в международном аэропорту Казани разбился Boeing 737-500 авиакомпании "Татарстан", который следовал регулярным рейсом из Москвы. Погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа. После этого появились ожидания скорого отзыва лицензии у авиакомпании "Татарстан".Кроме того, в 2013 году в России происходили другие катастрофы в гражданской авиации. В числе наиболее -заметных - в селе Преображенка Иркутской области (май, разбился вертолет Ми-8, участвовавший в мониторинге паводковой обстановки, погибли все 10 человек на борту), в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края (Ми-8, погибли 5 человек), в Якутии (в июле потерпел катастрофу вертолет Ми-8, летевший из поселка Депутатский в село Казачье, погибли 24 человека из 28).Согласно статистике, пассажиры российских авиакомпаний гибнут в авиакатастрофах в 4 раза чаще, чем пассажиры остальных мировых перевозчиков. В среднем в мире гибнет 1 авиапассажир из 4,7 млн., в то время как в РФ - 1 пассажир из 1,2 млн.
2Запуск в тестовом режиме нового пассажирского терминала в Пулково4 декабря новый пассажирский Терминал-1 аэропорта "Пулково" начал принимать первых пассажиров в рамках тестовой эксплуатации. В дальнейшем рейсы авиакомпаний будут постепенно переводиться из действующих терминалов (Пулково-1 и Пулково-2) в новый Терминал-1 аэропорта "Пулково". Перевод всех рейсов планируется завершить до конца января 2014 года.
3Разрешение иностранным летчикам работать в РоссииПравительство РФ одобрило законопроект, разрешающий иностранным пилотам работать членами экипажей российских воздушных судов гражданской авиации. Закон будет действовать до 1 января 2019 г. В течение этого периода планируется привлекать до 200 иностранных пилотов год. Речь идет прежде всего о командирах воздушных судов.
4Введение системы невозвратных билетов с 2014 годаМинистерство транспорта РФ приняло решение о введении системы продажи невозвратных авиабилетов с 2014 года. Кроме того, будет установлена возможность отказа пассажира от включения в цену билета стоимости перевозки багажа. Ранее Минтранс РФ уже разрешил отказываться от еды и тем самым не включать ее в тариф.Ожидается, что нововведения откроют возможность для работы на российском рынке лоукост-компаний. Федеральная антимонопольная служба настаивает на том, что невозвратные авиабилеты должны быть минимум на 25% дешевле, чем возвратные.
5Приостановка объединения аэропортов Внуково, Шереметьево и Домодедово в единый Московский авиаузелМинистерство транспорта РФ объявило об отсутствии планов объединения имущественных комплексов или акций этих аэропортов в едином центре. Поводами для сворачивания проекта называются недостаточное финансирование и непрозрачная система владения собственностью. Кроме того, у частных инвесторов нет общего мнения относительно масштабов дальнейшего роста перевозок в воздушной зоне Московского авиаузла. Одновременно Федеральная антимонопольная служба добилась кардинального изменения соглашения о стратегическом сотрудничестве между аэропортом Шереметьево и "Аэрофлотом". Была изъята формулировка об обязанности Шереметьево не выдавать временные слоты другим авиакомпаниям в пределах 30 минут от времени вылета или прилета рейсов "Аэрофлота" по тем же направлениям. Авиакомпания не получит также контроль над Южным терминальным комплексом.
6Раскрытие структуры собственности аэропорта ДомодедовоМосковский аэропорт Домодедово опубликовал информацию о том, что предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность в Домодедово в соответствии с сертификатами и лицензиями национального образца, находятся в российской юрисдикции, а их конечным собственником является гражданин Российской Федерации Дмитрий Каменщик.
7Арест лидеров "Шереметьевского профсоюза летного состава"Представители региональной общественной организации "Шереметьевский профсоюз летного состава" стали фигурантами уголовного дела по статье "Мошенничество в особо крупном размере". По версии следствия, они вымогали 100 млн. рублей у одного из директоров "Аэрофлота" за урегулирование вопросов перерасчета зарплаты и отмену протестных массовых акций пилотов. 19 октября было объявлено о взятии с поличным исполнительного директора профсоюза Алексея Шляпникова и вице-президента Валерия Пимошенко при получении ими первой части незаконного вознаграждения в размере 10 млн рублей. Суд санкционировал арест до 19 декабря.
8Продление субсидий по кредитам на покупку отечественных самолетовПравительство РФ продлило до 2015 года действие постановления о предоставлении субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат по кредитам, полученным на закупку отечественных самолетов. До сих пор государство возмещало 90% от ставки рефинансирования ЦБ по кредитам, полученным до 2012 года. Теперь Минпромторгом заключены договоры с лизинговыми компаниями на субсидирование процентных ставок по кредитам на финансирование поставок около 50 самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, SSJ-100, Ан-148, Ан-124 и тренажеров к ним.В рамках мер по поддержке отечественного авиастроения правительство РФ также предоставило ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" госгарантии на финансирование работ по самолету Sukhoi Superjet-100. Госгарантия предоставляется в обеспечение исполнения обязательств ГСС по возврату суммы кредита, привлеченного во Внешэкономбанке, начиная с 1 января 2015 года. Таким образом, не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета ранее этого срока. Срок погашения кредита - не более 12 лет.Кроме того, объявлено о господдержке авиакомпаний, эксплуатирующих SSJ-100. Государство будет субсидировать покупку Sukhoi Superjet-100 и Ан-148, а также создание новых маршрутов. Это призвано обеспечить хотя бы минимальную рентабельность эксплуатации отечественной авиатехники.
9Покупка "Аэрофлотом" 50 самолетов Boeing-737 и 22 самолетов A350Собрание акционеров "Аэрофлота" одобрило сделку по приобретению 50 самолетов Boeing-737 NG и изменению условий по приобретению 22 самолетов A350XWB (8 A350-800XWB и 14 A350-900XWB). Стоимость сделки "Аэрофлота" и Airbus на поставку 22 самолетов A350 не превышает $3,126 млрд без учета таможенных платежей. Сроки поставок перенесены с 2018 года на 2023 год. Стоимость операционного лизинга 50 самолетов Boeing-737 NG сроком на 12 лет составит $3,5 млрд.
10Отказ от проекта упразднения ввозных пошлин на иностранные самолеты малой вместимостиМинпромторг РФ отозвал предложение об обнулении таможенных пошлин и НДС на ввоз турбовинтовых пассажирских самолетов вместимостью до 72 кресел. Решение об отказе от обнуления пошлин было принято после того, как в ходе авиасалона МАКС-2013 "Ростех" подписал с Bombardier и Airbus меморандумы о намерении организовать на территории России сборочное производство. На текущий момент Госкорпорация прорабатывает вопрос об организации сборки самолетов Bombardier и ATR. Окончательное решение по созданию совместного предприятия будет принято до конца 2013 года. Многое будет зависеть от договоренностей по рынкам сбыта воздушных судов, собираемых в России. Завод планируется построить в течение 2014 года.
11Разрешение на полеты пассажирских самолетов над МосквойМинистерство транспорта РФ 2 мая приняло решение открыть небо над столицей для транзитных рейсов. Летать над Москвой можно будет на высоте не ниже 8 тысяч 100 метров. До сих пор воздушным судам было запрещено пересекать пределы МКАД. С вступлением в силу приказа Минтранса появятся новые маршруты для гражданской авиации. По оценкам экспертов, в случае открытия полетов над Москвой самолетам, идущим на взлет или посадку, пропускная способность московских аэропортов увеличится на 30%.
12Перебазирование "Трансаэро" из Домодедово во ВнуковоАвиакомпания "Трансаэро", являвшаяся до сих пор одним из крупнейших базовых перевозчиков аэропорта Домодедово, объявила о переводе значительной части рейсов во Внуково. Распределение планируется изменить с 70 на 30 в пользу Домодедово на 60 на 40 в пользу Внуково. Этот шаг объяснен перегруженностью Домодедово, не позволяющей в полном объеме обеспечивать потребности.
13Решение "Аэрофлота" остаться в авиационном альянсе SkyTeamВ конце июня "Аэрофлот" сообщил о возможности выхода из альянса SkyTeam из-за недовольства условиями работы с крупнейшими членами альянса - в первую очередь с американской Delta Airlines. В этой связи высказывались предположения о возможности присоединения компании к другим авиаальянсам - например, к Star Alliance. Однако в конце сентября совет директоров "Аэрофлота" все же проголосовал за сохранение членства в SkyTeam, в то же время обозначив намерение более активно взаимодействовать с не входящими в него компаниями.
14Возобновление действия сертификата эксплуатанта Red Wings, отозванного после катастрофы во Внуково в конце 2012 годаФедеральное агентство воздушного транспорта приняло решение о допуске авиакомпании Red Wings к выполнению коммерческих пассажирских и грузовых перевозок с 17 июня 2013 года. Росавиация отметила, что в течение последних месяцев в компании произошли серьезные кадровые изменения, были проведены доработки воздушных судов, тренировки экипажей, а также устранены нарушения, выявленные при проверке в начале текущего года. Сертификат эксплуатанта Red Wings был приостановлен в феврале 2013 года после авиакатастрофы во Внуково.
15Замедление роста рынка авиаперевозокПассажиропоток за 9 месяцев 2013 г. вырос на 14,7% до 65,2 млн человек. Наибольший прирост продемонстрировали "Трансаэро" (21,6%) и "Аэрофлот" (18,4%). Данные других компаний оказались заметно ниже - 12,2% у S7, 6,7% у "России" и 6,3% у UTair. Общий рост внутренних перевозок составил 12%, международных - 7,9%. Впервые за два года рост поддерживавшихся субсидиями внутренних перевозок оказался выше, чем международных. В 2012 году рост пассажирских перевозок составил 17,4% (международных - 23,1%, внутренних - 8,1%).
16Создание "Аэрофлотом" лоукостера "Добролет" и дочерней компании "Аврора""Аэрофлот" зарегистрировал компанию-лоукостер под названием "Добролет". В маршрутную сеть лоукостера, использующего узкофюзеляжные Boeing 737-800 NG, будут включены маршруты с наибольшими пассажиропотоками - в том числе из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Самару, Екатеринбург. Первые рейсы будут выполнены весной 2014 г. Инвестиции в проект составят $100 млн в течение первых двух лет. Гендиректором компании назначен создатель "Авиановы" Владимир Горбунов. "Аэрофлот" также представил свою дочернюю компанию "Аврора", созданную на базе "Сахалинских авиатрасс" и "Владивосток Авиа", которая будет заниматься перевозками на Дальнем Востоке. В планы развития "Авроры" заложена перспектива бурного роста: c 2013 по 2018 год количество рейсов должно вырасти со 172 до 534, а число направлений - с 30 до 128.
17Анонсирование развития аэропорта Раменское как базы лоукост-авиакомпанийК концу 2019 года планируется вывести аэропорт на обслуживание 10 млн пассажиров и обработку 25 тыс. тонн груза. Предполагается развивать аэропорт как площадку совместного базирования экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Общая сумма инвестиций оценивается в 7 млрд руб. Транспортно-выставочный комплекс "Россия" (дочерняя структура госкорпорации "Ростех") планирует развивать Раменское в первую очередь как аэропорт для авиакомпаний-лоукостеров. Ранее губернатор Калужской области Анатолий Артамонов предложил правительству развивать в качестве базы лоукостеров аэропорт Ермолино. Интерес к проекту проявила компания UTair, однако информации о развитии проекта не поступало.
18Запуск пилотного проекта межрегиональных авиаперевозок в Приволжском округеВ Приволжском округе 1 апреля стартовал пилотный проект межрегиональных пассажирских авиаперевозок, призванный соединить регулярным авиасообщением крупные региональные центры Приволжья. В рамках проекта организовано авиасообщение между 15 крупными городами ПФО, включающее 37 прямых рейсов. К концу ноября 4 маршрута из этих 37 вышли на самоокупаемость (на них приходится 35% пассажиропотока), объявлено об отказе от их субсидирования. В целом с начала 2013 года межрегиональные рейсы перевезли 80 тысяч человек, тогда как за весь 2012 год - 40 тысяч.
19Подготовка проекта разворачивания сети вертолетных площадок в МосквеКомпания "Аэросоюз" объявила о планах окружения Москвы сетью вертолетных площадок - в районе Химок, рядом с Каширским шоссе, около торгового центра "Мега - Белая дача" и Мытищинского рынка, а также в районах Реутово, Ясенево, Долгопрудного, на пересечениях МКАД с Варшавским шоссе и улицей Генерала Дорохова. Площадки предлагается использовать для "скорой помощи", туристических маршрутов, спортивных мероприятий, авиатакси, межрегионального сообщения.
20Активизация усилий российских авиакомпаний по оснащению самолетов Интернетом и мобильной связьюАвиакомпания "Трансаэро" обнародовала планы увеличить к концу 2013 - началу 2014 года число самолетов, оснащенных Интернетом и услугой мобильной связи, до 30. Первоначально в августе 2012 года эти услуги были введены на 13 самолетах. В свою очередь, "Аэрофлот" объявил об акции по двукратному снижению стоимости доступа в Интернет с 1 ноября по 31 декабря. К концу года число оборудованных интернет-доступом самолетов планируется увеличить до 19. В то же время пользователи выступали с критикой тарифов "Аэрофлота", называя их завышенными в сравнении с многими зарубежными авиакомпаниями.
МестоСобытиеКраткое описание
1.Смена руководства Роскосмоса после аварии ракеты-носителя "Протон-М"Неудачный запуск 2 июля ракеты-носителя "Протон", выводившей на орбиту три спутника "ГЛОНАСС-М" (ущерб составил более 4 млрд руб.), привел к отставке Владимира Поповкина с поста главы Роскосмоса. Его сменил Олег Остапенко, ранее занимавший пост замминистра обороны по науке. Было объявлено об объединении различных предприятий отрасли в единый холдинг к 30 сентября 2014 года.
2.Отсрочка сроков реализации лунной программы на 10 летВ середине мая Российское космическое агентство опубликовало "Основы государственной политики РФ в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу". Сроки реализации лунной программы, подразумевающей сначала облет Луны на пилотируемом корабле, а затем и высадку на поверхность спутника Земли, отодвинуты с 2020-х годов на 2030-е. Представители Минобороны, участвовавшие в разработке перспективных пилотируемых систем и проекта лунного корабля, выступали с критикой хода реализации программы.На фоне полета китайского лунохода "Чаньэ-3", призванного доставить на Землю образцы лунного грунта, а также активизации иранской космической программы Роскосмос и Фонд перспективных исследований попытались реанимировать проекты в космонавтике, которые были "хорошо подзабыты" или "еще никем не сформулированы". Среди таких "виртуальных" проектов - создание научной базы на поверхности Луны. Ускорить эту работу может конкуренция с Китаем, который в 2017 году планирует запустить спутник зондирования Луны "Чаньэ-5". Вслед за этим руководители Института космических исследований стали высказывать предположения, что в середине XXI века начнется борьба за Луну между мировыми державами как "седьмой континент Земли".Одновременно экс-глава Роскосмоса Юрий Коптев (глава научно-технического совета "Ростеха") выразил озабоченность отставанием российской отрасли, в том числе от Китая и Индии. Так, орбитальная группировка Китая сегодня содержит большее число аппаратов, чем у России. Проблемными подотраслями названы дистанционное зондирование Земли и метеорология - причем не только в связи с американской и европейской, но и китайской и индийской орбитальными группировками.
3.Первая быстрая стыковка космического корабля "Союз" с МКССтартовавший 29 марта с космодрома Байконур пилотируемый корабль "Союз ТМА-08М" с российскими космонавтами Павлом Виноградовым и Александром Мисуркиным, а также астронавтом США Кристофером Кэссиди впервые в истории отечественной космонавтики доставил членов нового экипажа до Международной космической станции всего за 6 часов. Ранее на сближение с МКС требовалось двое суток. В октябре на станцию прибыл новый экипаж в составе Олега Котова, Сергея Рязанского и Майкла Хопкинса (США).В 2013 году на МКС также побывали Федор Юрчихин, Карен Найберг (США), Лука Пармитано (Италия), Михаил Тюрин, Ричард Мастраккио (США), Коити Ваката (Япония).
4Отсрочки на полгода запуска новой ракеты-носителя "Союз-2.1В" и ракеты-носителя "Ангара"Весной было объявлено о переносе запуска новой ракеты-носителя легкого класса "Союз-2.1В" (ранее планировавшегося на октябрь 2012 года) на вторую половину 2013 года. До конца ноября запуск так и не был произведен. Кроме того, Министерство обороны отсрочило перенос первого пуска легкой ракеты "Ангара" на середину 2014 года."Ангара" стала ключевым космическим проектом РФ после распада СССР. С 1994 года на его реализацию было потрачено более 100 млрд руб. Первоначально старт "Ангары" легкого класса планировался на 2007 год. Производителем ракеты является Центр имени Хруничеа, ее стоимость не разглашается.В конце года новый глава Роскосмоса Олег Остапенко назвал "Ангару" тупиковой ракетой для аэродрома "Восточный" и последующего развития России в сфере космоса. По его мнению, не следует тратить деньги впустую. В этой связи эксперты отмечали, что разработка "Ангары" первоначально была призвана снизить цены на запуски. В настоящее время рынок ожидает снижения цен после запусков американской ракеты Falcon Heavy, цены на полеты которой могут оказаться на 25% ниже цены запусков “Протонов” - наиболее доступных носителей тяжелого класса.
5Заявление Дмитрия Рогозина о планах переноса предприятий ракетно-космической отрасли России в Сибирь и на Дальний Восток на фоне отставания хода работ по строительству космодрома "Восточный" (Амурская область)Вице-премьер Дмитрий Рогозин анонсировал перенос производств ракетно-космического комплекса из центральной части России в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Эти шаги предполагается осуществить после создания Объединенной ракетно-космической корпорации. Тем временем в конце октября было объявлено об отставании от графика строительства космодрома "Восточный" на 2 месяца. Вице-премьер Д.Рогозин сообщил об угрозе невыполнение графика ввода стартового комплекса для ракет "Союз" (первый старт с "Восточного" должен быть осуществлен в 2015 году), который может удлинить сроки сооружения второго пускового комплекса под более тяжелую "Ангару". Виновные были привлечены к ответственности, в частности, уволен руководитель "Дальспецстроя".
6Подготовка к образованию концерна в интересах войск воздушно-космической обороны и РВСНГоловной структурой нового концерна должен стать Роскосмос, в состав концерна также планируется включить концерн ПВО "Алмаз-Антей", корпорацию "Тактическое ракетное вооружение" и создаваемую Объединенную ракетно-космическую корпорацию.Кроме того, Владимир Путин пообещал запустить до конца 2014 года 11 военных спутников, 5 из них - до конца 2013 года, а еще 6 - в течение 2014 года.
7.Создание при Генпрокуратуре России рабочей группы по контролю космической отрасли страны25 февраля начала работу межведомственная рабочая группа при Генеральной прокуратуре России по координации действий правоохранительных и контролирующих органов в космической отрасли.
8.Обсуждение возможного отказа американских властей разрешить размещение объектов системы ГЛОНАСС на территории СШАЦРУ и Минобороны США во втором полугодии начали кампанию против размещения на американской территории станций мониторинга ГЛОНАСС, опасаясь использования Россией этих объектов в военных целях для увеличения точности спутникового наведения российских ракет.
9.Снижение расценок на пусковые услуги с БайконураПо утверждению участников рынка, нештатные ситуации при запусках с Байконура заставили снижать расценки на пусковые услуги, поскольку клиенты столкнулись с повышением цен на страховку выводимого на орбиту полезного груза. Страховая процентная вилка для "Протонов может измениться с 9-13% до 11-18% от стоимости полезной нагрузки. Ближайшие семь коммерческих запусков застрахованы, о возможном повышении страховых ставок говорят применительно к запускам начиная с 2015 года.
10.Создание группы по подготовке проекта сверхтяжелой ракеты в РоскосмосеВскоре после смены руководства Роскосмоса была образована рабочая группа, которой поручено найти решение и основу для будущего проектирования и создания в РФ ракеты-носителя сверхтяжелого класса. Предусматривается разработка двух вариантов ракеты - двухступенчатой и трехступенчатой Запуски тяжелого носителя предполагается осуществлять с будущего космодрома "Восточный" в Амурской области.