В петербургской квартире актеров Самойловых временно поселились Комиссаржевские

Санкт-Петербург, 20 декабря 2013, 10:43 — REGNUM  В Санкт-Петербурге в Мемориальном музее семьи актеров Самойловых на Стремянной улице открылась выставка "Комиссаржевские", посвященная одной из самых ярких театральных династий второй половины XIX - первой половины XX века. Об этом сегодня, 20 декабря, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Посетители выставки впервые могут увидеть в одном экспозиционном пространстве вещи, которые связывают выдающегося оперного певца Федора Петровича Комиссаржевского (1838-1905), его дочь - великую драматическую актрису Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864-1910) и сына - режиссера, педагога, переводчика, художника Федора Федоровича Комиссаржевского (1882-1954).

Выставка рассказывает о наиболее значительных ролях и спектаклях, связанных с творчеством Комиссаржевских петербургского периода. Среди экспонатов - афиши и программки, множество раритетных фотографий, эскизы костюмов и декораций Добужинского, Анненкова, Судейкина, Калмакова, Сапунова - художников, сотрудничавших с Театром Веры Федоровны Комиссаржевской и принимавших участие в московских постановках Федора Комиссаржевского, редкие письма, личные вещи и прижизненные издания произведений.

Большую историческую ценность представляют сценические костюмы Федора Петровича и Веры Федоровны Комиссаржевских. Их сохранилось крайне мало. Некоторые из них будут представлены впервые: это костюм Веры Федоровны из спектакля "Холостяк" 1899 года, хранящийся в фондах Александринского театра, вещи из личного гардероба актрисы и сценический костюм Федора Петровича Комиссаржевского к роли Оттавио в опере Моцарта "Дон Жуан", относящийся к 1860-1870 годам.

Дебют Федора Петровича Комиссаржевского на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялся в 1863 году в опере Доницетти "Лукреция Борджа". Кроме зарубежного репертуара, в котором он блистал наравне с солистами итальянской оперной труппы, Федор Петрович был ярким исполнителем теноровых партий в операх русских композиторов-современников. Он стал первым исполнителем ролей Дон Жуана в "Каменном госте" Даргомыжского в 1872-м, Самозванца во второй редакции оперы "Борис Годунов" Мусоргского в 1874-м, Синодала в "Демоне" Рубинштейна в 1875 году.

Окончив сценическую деятельность и переехав в Москву, Федор Петрович Комиссаржевский занялся педагогической деятельностью. Он руководил оперным классом Московской консерватории, был одним из основателей (вместе со Станиславским) Общества искусства и литературы, созданного при Обществе Музыкально-драматического училища.

Федор Петрович стал учителем и своей дочери Веры, обладавшей глубоким, проникновенным контральто. Свои первые шаги на театральной сцене Вера Комиссаржевская сделала в оперных постановках отца, но вскоре была приглашена в драматическую труппу Синельникова в Новочеркасске. Затем выступала в Вильно в антрепризе Незлобина.

В 1896 году Вера Федоровна Комиссаржевская была ангажирована в Александринский театр, на сцене которого исполнила около 60 ролей. Одной из самых значительных в этот период стала роль Нины Заречной в премьерной постановке "Чайки" Чехова.

Но постепенно Вере Федоровне Комиссаржевской стало тесно в рамках академической сцены Александринского театра и, охваченная идеей создания театра нового времени, в 1902 году она оставила императорскую сцену. В 1904-м она открыла в Петербурге Драматический театр в помещении Пассажа, а в 1906-м - в новом здании на Офицерской улице.

К работе своего театра она привлекала известных режиссеров (Мейерхольд, Евреинов, ее брат Федор Федорович Комиссаржевский) и художников (Сапунов, Судейкин, Калмаков, Бенуа, Добужинский), обращалась к пьесам современных драматургов (Блок, Горький, Ибсен, Гауптман, Гофмансталь).

Одним из пайщиков, внесших свой вклад в создание театра Веры Федоровны Комиссаржевской, был ее сводный брат Федор Федорович. С новым для него делом он знакомился постепенно: будучи человеком широко образованным, он специально для театра сестры занялся переводами пьес известных западных драматургов, затем стал руководителем постановочной части театра и, наконец, выступил режиссером нескольких спектаклей.

Переехав в Москву после смерти сестры, Федор Комиссаржевский осуществил постановки в театре Незлобина, Большом театре, Частной опере Зимина, Малом театре. В 1910 году он организовал студию, которую четыре года спустя преобразовал в театр, дав ему имя Веры Федоровны Комиссаржевской.

Революционные мотивы, ворвавшиеся в жизнь в 1917 году, Федор Комиссаржевский трактовал по-своему. Он призывал к созданию Национального Народного театра, основанного на "чистой художественности" и утверждал, что "театральное искусство, театральный спектакль, по существу, всегда социалистичен, ибо он основан на равенстве, на единении всех творящих на сцене".

Однако летом 1919 года Комиссаржевский покинул Россию. Вместе с эмигрантами первой послереволюционной волны его имя на долгие годы было вычеркнуто из театральной истории России. На Западе его режиссерские работы в театрах Англии, Франции, Италии и США были довольно известны.

На выставке представлены экспонаты Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина (Москва), музея Александринского театра, Российской Национальной библиотеки. Экспозиция открыта до 12 апреля 2014 года.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.