Проекты Турции и России "ноль проблем с соседями" и создание общего экономического пространства - это попытка воссоздания прежнего имперского пространства. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 19 декабря политический обозреватель еженедельника "Зеркало" (Азербайджан) Рауф Миркадыров в Ереване на международной конференции "Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе", организованной научно-образовательным фондом "Нораванк".

Как он заметил, Россия и Турция являются материковыми империями и метрополиями бывших материковых империй. В истории существовали два типа империй - морские и материковые, морской была, например, Великобритания, материковой - Россия. После их развала, по словам Миркадырова, морские империи не попытались воссоздать прежний свой формат, а начали сотрудничать с бывшими колониями в финансовом, экономическом секторах, в то время как у материковых империй, таких как Россия и Турция, периодически возникает стремление восстановить свое бывшее пространство. Причиной тому являются территориальная близость бывших колоний и собственнические чувства метрополий в отношении этих территории, считает политобозреватель.

Миркадыров отметил, что в этом плане проект Турции "ноль проблем с соседями" и интеграционные проекты России практически являются попытками привлечения бывших колоний в свою политическую и экономическую зону. Для этого со стороны России применятся несколько инструментов, среди них, например, заявления об угрозе моральной деградации в случае дрейфа в сторону Европы, звучащие при этом со стороны погрязших в коррупции чиновников.

У Армении, зависящей в сфере безопасности в большей степени от России, в этом плане возможности внешнеполитических маневров сильно ограничены, свидетельством чего стало заявление президента Сержа Саргсяна о намерении страны вступить в Таможенный союз. Политобозреватель заметил, что наличие нагорно-карабахского конфликта не позволяет стране участвовать в региональных энергетических проектах, которые, по сути, являются единственным действующим форматом региональной интеграции.

По словам аналитика, после военной фазы карабахского конфликта Армения и Азербайджан ошибочно полагали, что время работает на них. Баку увеличивает военные расходы в надежде оказать давление на Ереван и вернуть Карабах, а Армения уверена, что держит ситуацию под контролем: "На самом же деле время работает на Россию, которая использует конфликт для того, чтобы проталкивать свои проекты".

Однако, как он заметил, в случае с Азербайджаном экономические рычаги давления сильно ограничены ввиду наличия энергетических ресурсов в стране, выхода к морю, самодостаточности в экономическом плане. Возможности давления на Азербайджан в политическом плане, на взгляд аналитика, возникли из-за карабахской проблемы. В первую очередь, существует угроза, что при желании Баку изменить политический курс полностью в сторону Евросоюза, будет формализован статус Нагорного Карабаха, но шансы на то, что будут начаты военные действия против Азербайджана, ничтожно малы, подчеркнул Миркадыров.

Что касается возможности вступления Нагорного Карабаха в Таможенный союз вместе с Арменией, он подчеркнул, что эта тема не обсуждается и не обсуждалась ни при каких интеграционных проектах: она не была затронута, когда Армения входила в ВТО и начала участвовать в зоне свободной торговли СНГ.