В Совете Федерации утвердили рекомендации по деофшоризации российской экономики

Москва, 16 декабря 2013, 17:22 — REGNUM  Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам утвердил предложения по деофшоризации российской экономики, разработанные в ходе парламентских слушаний. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 16 декабря сообщили в пресс-службе ерхней палаты российского парламента.

"Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию поставил задачу добиваться прозрачности офшоров. Еще в ноябре мы собрали представителей различных органов государственной власти, чтобы разработать рекомендации по деофшоризации экономики России. Уверен, что благодаря вниманию этой теме на самом высоком государственном уровне наши предложения будут реализованы в сжатые строки", - отметил председатель комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

По данным профильного комитета СФ, за 20 лет из Российской Федерации в офшоры выведено более 800 млрд долларов. Сенаторы признали, что в настоящее время большая часть крупных и мелких отечественных предприятий использует офшоры в своей деятельности. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний.

Участники парламентских слушаний обратили внимание на рост внешнеторговых операций, проводимых через офшорные зоны. Их объем составил в 2010 году 242,2 млрд долларов, в 2011 году - 305,4 млрд долларов, в 2012 году - 321,2 млрд долларов. Доля экспортно-импортных операций с использованием офшоров в стоимостном выражении в общем объеме внешнеторгового оборота РФ составила в 2010 году 41,8%, в 2011 году - 40,9% и в 2012 году - 42,0%. В пятерку лидеров по осуществлению таких операций входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.

Сенаторы отметили, что в России не существует единого юридически закрепленного определения офшорной зоны. Другим, не менее сложным, является вопрос об определении перечня стран, относящихся к офшорным зонам. Существует два таких перечня, составленные Министерством финансов РФ и Банком России, между которыми имеются существенные отличия. Это говорит о необходимости выработки однозначных критериев отнесения той или иной страны к офшорной зоне.

В Совете Федерации обратили внимание, что практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации. Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, создания холдинговых структур, вывода из-под налогообложения прибыли, инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, учреждения трастов и передачи им имущества, работы по агентским и комиссионным схемам, лизинговых операций, оказания транспортных услуг, владения коммерческим судами, участия в строительстве, владения объектами интеллектуальной собственности и выплаты лицензионных платежей и прочее.

По мнению участников парламентских слушаний, реализация офшорных схем обусловлена отсутствием на законодательном уровне комплексного механизма предотвращения незаконного оттока денежных средств, а также наличием пробелов в действующем законодательстве РФ.

По информации МВД России, преступления, совершаемые вертикально интегрированными структурами путем вывода большей части прибыли в офшорные зоны, совершаются, как правило, высокодоходными хозяйствующими субъектами в бюджетообразующих отраслях экономики, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса. Так, экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета. Добываемая нефть реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего эти дочерние предприятия продают через офшоры нефть по мировым ценам. Таким образом, прибыль оседает в офшорных зонах, что причиняет ущерб государственным интересам. Аналогичные схемы уклонения от уплаты налогов применяются и в других бюджетообразующих отраслях экономики, например, в металлургическом комплексе, лесной отрасли, считают в СФ.

Внешнеторговые контракты с офшорными компаниями носят формальный характер: при импорте товары поступают в Россию не из офшорных территорий, а из стран происхождения товара. Аналогично при экспортных операциях - поступают из России в страны получатели, а не на территорию офшорных зон.

Ряд проблем возникает при применении на практике статьи 193 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, указали члены Комитета СФ. За рамками норм статьи остаются наиболее опасные случаи незаконного перевода денежных средств за рубеж, сопровождаемые заключением мнимых сделок с представлением фальшивых грузовых таможенных деклараций с поддельными оттисками печатей таможенных органов, поддельных внешнеторговых контрактов и т. д.

Участники парламентских слушаний назвали необходимым активное подключение к борьбе с офшорами правоохранительных ведомств, внесение изменений в гражданское и уголовное законодательство, в том числе в части распространения понятия "злоупотребление правом" на сделки, совершенные с применением трансфертного ценообразования и участием офшорных компаний.

Для решения вышеизложенных проблем комитет СФ утвердил рекомендации, выработанные участниками парламентских слушаний. Признано необходимым:

1. определить в законодательстве РФ понятие "офшорная зона" и критерии отнесения государств к офшорным зонам;

2. внести изменения в законодательство о налогах и сборах, установив механизм налогообложения в РФ доходов контролируемых иностранных компаний;

3. начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и офшорных государств, а также по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах;

4. не оказывать государственную поддержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения;

5. снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности в соответствии с законом "Об аудиторской деятельности", обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании;

6. ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности;

7. координировать антиофшорную политику со странами Таможенного союза;

8. принимать активное участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования;

9. Счетной палате РФ осуществить проверку эффективности двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения в целях исключения возможностей их использования российскими организациями для уменьшения своих налоговых обязательств, а также проверку их соответствия международным требованиям;

10. МВД РФ, Следственному комитету РФ, Федеральной налоговой службе РФ подготовить предложения о включении в статью 199 Уголовного кодекса РФ перечня видов уклонения от уплаты налогов и сборов с организации;

11. Комитету СФ конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества изучить последствия распространения понятия "злоупотребление правом" на сделки, совершенные с целью применения трансфертного ценообразования с участием офшорных компаний и фирм-однодневок;

12. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам использовать предложения, внесенные участниками парламентских слушаний, в своей законодательной деятельности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
Нефть дешевеет, бензин дорожает. Странно? Отнюдь!
NB!
24.03.17
Турецкий интерес и американские гарантии в Сирии
NB!
24.03.17
Кто осуществлял политическое прикрытие белорусского Майдана?
NB!
24.03.17
Пока Трамп отвлекся, Маккейн увлекся: ястребиные обещания буйного сенатора
NB!
24.03.17
В Сенат США внесён законопроект о новых санкциях против Ирана
NB!
24.03.17
Югославия-99. Как США разжигали Балканский конфликт
NB!
24.03.17
Марин Ле Пен встретится с руководством Госдумы
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Марш Waffen SS в Риге: вчера с Гитлером, сегодня — с НАТО
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
«ВостокУголь» установит на Диксоне новый памятник героям обороны Таймыра
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России