В Совете Федерации утвердили рекомендации по деофшоризации российской экономики
Москва, 16 декабря, 2013, 17:22 — ИА Регнум. Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам утвердил предложения по деофшоризации российской экономики, разработанные в ходе парламентских слушаний. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 16 декабря сообщили в пресс-службе ерхней палаты российского парламента.
"Президент России
По данным профильного комитета СФ, за 20 лет из Российской Федерации в офшоры выведено более 800 млрд долларов. Сенаторы признали, что в настоящее время большая часть крупных и мелких отечественных предприятий использует офшоры в своей деятельности. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний.
Участники парламентских слушаний обратили внимание на рост внешнеторговых операций, проводимых через офшорные зоны. Их объем составил в 2010 году 242,2 млрд долларов, в 2011 году - 305,4 млрд долларов, в 2012 году - 321,2 млрд долларов. Доля экспортно-импортных операций с использованием офшоров в стоимостном выражении в общем объеме внешнеторгового оборота РФ составила в 2010 году 41,8%, в 2011 году - 40,9% и в 2012 году - 42,0%. В пятерку лидеров по осуществлению таких операций входят Швейцария, Гонконг, Ирландия, Кипр, Британские Виргинские острова.
Сенаторы отметили, что в России не существует единого юридически закрепленного определения офшорной зоны. Другим, не менее сложным, является вопрос об определении перечня стран, относящихся к офшорным зонам. Существует два таких перечня, составленные
В Совете Федерации обратили внимание, что практика использования офшорных компаний крайне разнообразна, насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации. Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, создания холдинговых структур, вывода из-под налогообложения прибыли, инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, учреждения трастов и передачи им имущества, работы по агентским и комиссионным схемам, лизинговых операций, оказания транспортных услуг, владения коммерческим судами, участия в строительстве, владения объектами интеллектуальной собственности и выплаты лицензионных платежей и прочее.
По мнению участников парламентских слушаний, реализация офшорных схем обусловлена отсутствием на законодательном уровне комплексного механизма предотвращения незаконного оттока денежных средств, а также наличием пробелов в действующем законодательстве РФ.
По информации
Внешнеторговые контракты с офшорными компаниями носят формальный характер: при импорте товары поступают в Россию не из офшорных территорий, а из стран происхождения товара. Аналогично при экспортных операциях - поступают из России в страны получатели, а не на территорию офшорных зон.
Ряд проблем возникает при применении на практике статьи 193 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, указали члены Комитета СФ. За рамками норм статьи остаются наиболее опасные случаи незаконного перевода денежных средств за рубеж, сопровождаемые заключением мнимых сделок с представлением фальшивых грузовых таможенных деклараций с поддельными оттисками печатей таможенных органов, поддельных внешнеторговых контрактов и т. д.
Участники парламентских слушаний назвали необходимым активное подключение к борьбе с офшорами правоохранительных ведомств, внесение изменений в гражданское и уголовное законодательство, в том числе в части распространения понятия "злоупотребление правом" на сделки, совершенные с применением трансфертного ценообразования и участием офшорных компаний.
Для решения вышеизложенных проблем комитет СФ утвердил рекомендации, выработанные участниками парламентских слушаний. Признано необходимым:
1. определить в законодательстве РФ понятие "офшорная зона" и критерии отнесения государств к офшорным зонам;
2. внести изменения в законодательство о налогах и сборах, установив механизм налогообложения в РФ доходов контролируемых иностранных компаний;
3. начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и офшорных государств, а также по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах;
4. не оказывать государственную поддержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения;
5. снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности в соответствии с законом "Об аудиторской деятельности", обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании;
6. ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности;
7. координировать антиофшорную политику со странами
8. принимать активное участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования;
9.
10. МВД РФ, Следственному комитету РФ, Федеральной налоговой службе РФ подготовить предложения о включении в статью 199 Уголовного кодекса РФ перечня видов уклонения от уплаты налогов и сборов с организации;
11. Комитету СФ конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества изучить последствия распространения понятия "злоупотребление правом" на сделки, совершенные с целью применения трансфертного ценообразования с участием офшорных компаний и фирм-однодневок;
12. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам использовать предложения, внесенные участниками парламентских слушаний, в своей законодательной деятельности.