Повышение зарплат госслужащих и высших должностных лиц Армении - верный, но запоздалый шаг. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил директор центра социологических исследований "Социометр" Агарон Адибекян, комментируя принятый парламентом Армении закон "Об оплате труда высших государственных лиц, занимающих государственные должности". По его словам, повышение заработной платы госслужащих - один из основных факторов, стимулирующих людей на качественное выполнение своей работы.

"Это правильно, но сделано довольно поздно. Простой факт: во время деколонизации Африки те страны, которые решили сэкономить на зарплатах своих госслужащих, остались отсталыми. Все дело в том, что при низких зарплатах плохо начинает работать вся система: работник не дрожит над своей работой, не болеет за общее дело, относится к нему с низкой ответственностью, да и предъявить ему нечего - сколько платишь, на столько и рассчитывай. С другой стороны, если тебе нужен реально работающий, надежный механизм, его нужно смазывать, следить за ним, обеспечивать условия работы и так далее - логика одинаковая.

Отметим, что принятым парламентом законом, а также поправками к сопутствующим законам предусматривается, что в Армении будет внедрена единая система оплаты труда чиновников и общий принцип расчета их заработных плат. Размер базовой заработной платы не может быть меньше 80% или больше 120% размера минимальной зарплаты. Конечная ЗП госслужащего будет рассчитываться умножением размера базовой зарплаты на специальный коэффициент, установленный для данной должности, который варьируется от 1,25 (младший специалист) до 20 (президент). Предусмотрено также введение системы премиальных, которые будут не ниже 10% от размера заработной платы.

В целом, речь идет о группе лиц численностью в 30 тыс. человек, которые получат право на повышение зарплаты. Кроме того, закон предусматривает повышение зарплаты президента страны с нынешних 436 тыс. драмов до 1,223 млн драмов, премьер-министра - с нынешних 335 тыс. драмов - до 1,190 млн драмов, а также министров и депутатов.

Агарон Адибекян отметил, что проект закона в целом выглядит положительно, но есть ряд нерешенных проблем, которые как нельзя актуальны. "На некоторые вопросы ответов пока нет. Например, в стране не существует фиксированного прожиточного минимума. Между тем, это важнейший показатель, который должен лежать в основе принципов определения зарплаты и много чего еще. Если государство и впрямь тревожится о благосостоянии населении страны в целом и госслужащих в частности, ему следует определить прожиточный минимум и в соответствии с этими данными определять зарплату, запретить работодателям платить меньше. В таком случае проблема с оплатой труда госслужащих потеряет остроту", - сказал Адибекян.

Социолог также обратил внимание на недостатки в кадровой политике при подборе госслужащих. "Есть два аспекта, по которым следует оценивать кандидатов на поступление на госслужбу, причем это касается как низших звеньев, так и должностей высшего порядка - премьер-министр, министры, главы различных ведомств и пр. Во-первых, следует оценивать социальный груз каждого отдельно взятого претендента. Если он велик, на работу принимать нельзя, такой человек - потенциальный коррупционер и слабое звено. Во-вторых, нужно проводить психологическое исследование на предмет выявления истинной мотивации кандидата - служение стране или тяга к личному обогащению? Естественно, эти данные не могут быть абсолютным критерием, но их получение позволит минимизировать возможные риски при приеме на работу", - сказал социолог.

Адибекян провел параллели со странами с развитой системой государственной службы, подчеркнув, что Армении следует брать пример с них. "В развитых странах мира когда человек поступает на госслужбу, то осознает, что идет в организацию, которая будет заботиться о нем всю жизнь. Госслужащий ни в чем не должен нуждаться, ни о чем не должен думать, кроме работы, должен быть всесторонне защищен. Медицинская страховка, семья, дети, отдых, льготы, гарантированная высокая пенсия и вообще весь пакет соцобеспечения - государственный служащий должен получать это от государства, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на общем деле - служении государству", - выразил уверенность социолог, добавив, что если Армения не продолжит свой путь в этом направлении, то принятый закон будет иметь "краткосрочный эффект".