В будущем по мере развития Таможенного союза и ослабления внимания Европейского союза на проект "Восточное партнёрство" не исключено, что Грузия может изменить свою позицию и отказаться от подписания Ассоциативного соглашения с ЕС. Не стоит забывать, что целью программы "Восточное партнёрство", в которой участвуют Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Грузия и Азербайджан, был Киев. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил директор Центра региональных исследований (Ереван), политолог Ричард Киракосян.

"Восточное партнерство" должно было привести стран-участниц программы к подписанию Ассоциативного соглашения с Европейским союзом, куда входит также Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) с ЕС. Армения и Украина заявили об отказе подписать Ассоциативное соглашение перед Вильнюсским саммитом "Восточного партнёрства", который, по мнению политологов, должен был стать "точкой невозврата". Парафировавшая Ассоциативное соглашение Грузия после смены политической элиты и утверждения в иерархии власти коалиционной политической силы "Грузинская мечта" начала процесс сближения с Москвой. Был зафиксирован определенный прогресс. Россия открыла свой рынок для импорта некоторых видов грузинской продукции (вино, минеральные воды и пр.), которые остро нуждались в рынках сбыта.

"Не стоит забывать, что целью Восточного партнёрства была не Грузия или Молдавия, а именно Украина. В этой игре все вращалось вокруг нее. На самом деле саммит в Вильнюсе провалился для ЕС, когда Украина отказалась подписать Ассоциативное соглашение. Украина - "лакомый кусочек" Восточного партнёрства. Грузия скорее является вишенкой на этом куске, а Молдавия - просто тарелкой", - подчеркнул Киракосян, добавив, что положение Грузии усложняется, и она может столкнуться с внутриполитическими проблемами до подписания Ассоциативного соглашения (по прогнозам политиков, Грузия подпишет документ в 2014 году - ред.).

"В Грузии произошла смена власти, она пытается наладить отношения с Россией и развивать сотрудничество с Арменией. Армения же в свою очередь уже второй раз становится посредником в процессе урегулирования грузино-российских отношений. Однако власти Грузии столкнутся с проблемами, поскольку они слабы и правящая коалиция дает трещины", - подчеркнул он, добавив, что в настоящее время ЕС рассматривает Грузию в качестве надежного и стабильного партнёра в регионе.

"Несмотря на то, что 3 сентября Армения заявила о решении вступить в Таможенный союз, она продолжает оставаться самым стабильным государством в регионе", - считает эксперт. На его взгляд, Вильнюсский саммит был провалом для Европы, после чего ЕС "быстро закрыл мероприятие" и в настоящее время подумывает пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты.

Между тем он добавил, что в настоящее время Армения и ЕС работают над формированием нового документа. На саммите в Вильнюсе стороны приняли совместное заявление, в котором были отмечены сферы взаимодействия в будущем с учетом процесса вступления страны в ТС. В разработке нового документа участвуют также представители гражданского общества.

В целом на его взгляд, резкая реакция России на дрейф стран-участниц "Восточного партнерства" по подписанию Ассоциативного соглашения можно объяснить тем, что Москва на самом деле изначально недооценивала Европейский союз в том плане, что "он так далеко зайдет". ЕС в свою очередь недооценивал возможную резкую реакцию России. "Дело в том, что Россия всегда была поставлена в известность о согласованных документах или договоренностях между Армении и ЕС и никогда не возражала. Просто она не думала, что ЕС так далеко зайдет", - пояснил Киракосян, при этом выразив удивление по поводу "молчания США". "Странно, что на фоне отказа Украины подписать Ассоциативное соглашение и активных действий России, мы не наблюдаем серьезных действий со стороны США", - отметил политолог.

В заключение он выдвинул достаточно любопытный тезис: "Восточное партнерство на самом деле не столь восточное и не столь партнерство. Для того чтобы оно было целостным, в нем должна была участвовать и Россия. Сначала ЕС был за включение России в проект Восточное партнерство, однако процесс не сдвинулся с места, поскольку возразили такие государства, как Польша и страны Прибалтики, которые, по сути, являются двигателями программы".