Ввести меры, ограничивающие переход клиента из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, просто необходимо - особенно в условиях хаотично и резко меняющегося пенсионного законодательства. Причем в создании особого порядка оформления документов при переходе заинтересованы и Фонды, и их клиенты. Об этом 9 декабря корреспонденту ИА REGNUM заявил кандидат экономических наук, исполнительный директор Негосударственного пенсионного фонда "Образование" (Екатеринбург) Алексей Филиппов, комментируя идею усложнения перехода из одного НПФ в другой, сообщили.

Напомним, по инициативе Центробанка в Государственной Думе обсуждается инициатива, согласно которой за гражданами может быть сохранено право переходить из Фонда в Фонд ежегодно, но при условии, что инвестиционные риски - а именно убытки от инвестирования фондами средств пенсионных накоплений - население возьмет на себя. Таким образом, по мнению аналитиков, инициатива высказана в интересах негосударственных пенсионных фондов, которые пытаются удержать клиентов новыми правилами - максимально затруднить перевод накоплений из одного фонда в другой. Затруднение перехода предполагается закрепить на процедурном уровне: договор и заявление о переходе должны будут подаваться через Пенсионный фонд России, портал госуслуг или тот фонд, который клиент собирается покинуть.

"Рынок НПФ будет сильно меняться. Фонды должны акционироваться, войти в систему страхования пенсионных накоплений. То есть во многом стать похожими на банковский сектор - понятный для большинства россиян. Но банки привлекают клиентские средства на определенный договором срок, имеют широкие возможности в размещении этих средств (взять те же кредиты). И главное - не платят процент при досрочном изъятии средств. На пенсионном рынке тоже должен появиться элемент срочности. Это позволит сделать процесс размещения более предсказуемым, а значит, более эффективным", - рассказал Алексей Филиппов.

По его словам, сейчас и по России, и по Свердловской области доля перехода из одного НПФ в другой очень высока - до 20% от общего количества заключенных договоров. "Во многом это связано с работой агентов. Так, агент может привести клиента в один НПФ, а на следующий год его же - в другой, чтобы, по сути, получить повторное вознаграждение за одну и ту же работу. Самое печальное, что у агента нет цели предложить клиенту более выгодный вариант. Поэтому часто теряет клиент", - объяснил аналитик.

Кроме того, эксперт обращает внимание на негативную тенденцию, сложившуюся в течение последних двух лет, когда многие клиенты подписывают договор с НПФ не осознанно, а вынужденно - через те же банки и салоны связи. "Клиента понять можно, - отметил Алексей Филиппов. - Для того чтобы снизить процентную ставку, например, по кредиту, он соглашается подписать договор обязательного пенсионного страхования. Ведь получить кредит здесь и сейчас ему важнее, чем выяснять, насколько хорош фонд, с которым он заключает таким образом договор".

По мнению Алексея Филиппова, необходимо ограничить переход застрахованных лиц из одного НПФ в другой не только по порядку оформления документов (как предлагается сейчас), но и по времени. Эксперт считает, что переход целесообразно ограничить тремя годами.