Член Общественной палаты Ленобласти: Возрождение древней культуры дает региону особый статус

Санкт-Петербург, 5 декабря 2013, 08:12 — REGNUM  Последовательно - шаг за шагом, сохранением языка, ремесел, традиций коренных народов Ленобласти занимаются люди, которые любят и ценят уникальную культуру с исторической летописью длиной в века и тысячелетия. О том, как важно не потерять наследие прошлого в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказала ученый-этнограф, член Общественной палаты Ленобласти Ольга Конькова.

"Возрождение древней, исконной культуры - языка, фольклора, обычаев, сохранение национального характера - трудное дело, и преимущественно это делается силами представителей самих народов, проживающих на территории Ленобласти. Но мы должны сегодня отчётливо понимать, что их духовная культура даёт региону определенный, самобытный статус, - считает она. - Сейчас большие надежды связываем с региональной программой "Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленобласти на 2014 - 2016 годы".

ИА REGNUM: В чем заключались принципиальные ошибки прошлого?

Принципиальной ошибкой прошлого можно считать то, что поддержкой языков и традиционной культуры коренных малочисленных народов на протяжении долгого времени никто не занимался. Дети подрастали, уезжали учиться в город, в числе прочих вузов, в педагогический институт имени Герцена, но даже знавшие язык, не возвращались. Мне много раз приходилось в разных аудиториях напоминать: обидно, когда в мире разворачиваются огромные кампании, направленные на сохранение исчезающей популяции уссурийских тигров, и в то же время практически не уделяется внимание исчезающим малочисленным народам. И доказывать, что в их возрождении - немалый потенциал региона по многим направлениям - и не только в отношении этнотуризма.

ИА REGNUM: К какому времени относится начало "летописи" этих народов?

Поселения, где живут ижоры (около 150 человек), находятся на Сойкинском полуострове и на берегах реки Луги. Ученые давно подтвердили, что эти народы в нашем регионе - самые древние. Я сама проводила археологические раскопки ижорских погребений, и антропологи установили, что нынешние ижоры - прямые потомки людей, появившихся на европейской территории после отступления ледника не менее 10 тысяч лет назад. А древнейшие из обнаруженных водских памятников - каменные вымостки в Кингисеппском районе, в деревнях Велкино и Валговицы, относятся к рубежу нашей эры. Водь - очень древний народ. К сожалению, в исконных водских деревнях Ленобласти - Краколье, Лужицы и Межники - согласно последней переписи только 11 жителей признали себя вожанами.

ИА REGNUM: Что происходит сегодня, каким образом сохраняются традиции и язык?

В местах исторического проживания малочисленных народов, в основном, как и прежде, происходит клубная поддержка фольклора, традиций. К сожалению, не слишком много остается носителей языка. Это произошло из-за того, что подвергшаяся ассимиляции, зачастую принудительной, культура народов, к несчастью, утратила целостность. Произошла трасформация (это слово происходит от позднелатиского - transformatio - превращение, преобразование, изменение). Но язык всё же поддерживается силами энтузиастов, и не только представителей коренных малочисленных народов. Так, одним из лучших педагогов, благодаря которым удается процесс возрождения водского и ижорского языков, был и остается один из крупнейших ученых-лингвистов, занимающихся языками Ингерманландии, прекрасный педагог - Мехмет Муслимов.

ИА REGNUM: В разных источниках цифры численности представителей малых коренных народов, проживающих в регионе, разнятся. Уточняется ли от переписи до переписи численный состав коренных народов?

Не столь важны цифры - важнее люди, которые осознают себя неотъемлемой частью своих народов. Но нелишне напомнить: в каждом четвертом жителе Ленинградской области на уровне бабушек, прабабушек течет кровь коренных народов. И снова подчеркну, неважно число. Ценность народа определяется не количеством, а тем, что стоит за самим народом. А это - уникальные языки, различные ремесла и умения, поразительный по древности фольклор, прекрасные костюмы и вышивки, удивительные традиции, о которых нельзя забывать. Самое страшное для любого народа - забвение.

ИА REGNUM: Сохранились ли школы, в которых хотя бы факультативно преподают национальные языки?

Водский язык возрождается силами национальных обществ и активистов деревень Краколье и Лужицы. Вепсский язык факультативно преподают в школе в пос. Винницы Подпорожского района Ленобласти. Есть курсы ижорского языка в Доме культуры деревни Вистино. Но самая большая беда заключается в том, что нигде не готовят преподавателей. Нам приходится прибегать к собственным силам. Так, нами создана очень хорошая форма работы - выездная система обучения, так называемые, Мобильные школы. Это когда в деревни приезжают специалисты по истории, культуре, ремеслам, фольклору и рассказывают детям и взрослым об истоках народов и их культур, о том, что и бабушки с дедушками, возможно, уже не знали - слишком долгим было время забвения...

ИА REGNUM: Одно время действовал в Ленобласти проект возрождения народного творчества: "Орнамент", который имел поддержку на региональном уровне. Как вы считаете, какие аналогичные программы можно ещё предложить?

Действительно, возрождались орнаменты Кингисеппского, Гатчинского и Подпорожского районов - коренные жители вспоминали, что они видели или о чем им рассказывали в детстве, а компьютерные технологии позволяли воспроизвести их. Но ведь история коренных народов богата и прочими знаниями - все это сохранилось и в фольклоре, традициях и праздниках, умении ткать, да мало ли ещё?! Но каждому такому проекту требуется поддержка. Думаю, нам помогли бы государственные программы, в том числе и новая региональная программа "Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленобласти на 2014 - 2016 годы". Уже в декабре рассчитываем получить возможность для переиздания книг по истории и культуре коренных малочисленных народов - безусловно, это только начало работы, но мы и этому рады.

ИА REGNUM: Кто именно не дает "кануть в лету" культуре народов, важным умениям?

Думаю, неправильно выделять кого-то - свой вклад вносят сотни людей. И тысячи людей своей памятью и уважением к коренным народам поддерживает их культуру. И всё-таки назову тех, без кого движение к возрождению наших народов было бы слишком медленным. Наталья Романова - удивительный человек, занята воссозданием народных костюмов в Центре коренных народов. Годы и десятилетия посвятили возрождению вепсской культуры Надежда Ковальская и Вера Лодыгина в поселке Винницы Подпорожского района. Создала замечательный вепсский музей в деревне Курба Светлана Ершова. Марина Петрова в дер. Краколье уже 10 лет сохраняет водский фольклор в детском ансамбле "Линнуд". В деревне Вистино Елена Кострова а в дер. Логи Ольга Иванова не дают угаснуть ижорским песням. Есть и совсем молодые люди, возрождающие культуру, это дает нам надежду. Никита Дьячков преподает ижорский язык и ремесла. Леонтина Сакса успешно ведет проект современного этнодизайна води и ижоры. Старинный крой, предметы, игрушки... И ещё многие-многие неравнодушные люди каждый день сохраняют, а порой и строят заново культуру вепсов, води, ижор.

ИА REGNUM: Наверно у каждого поселения есть какие-то особенности...

Конечно. Поэтому очень важно поддерживать народные "бренды". И здесь полезны семинары, пополняющие знания о традициях и культуре. Опираясь на осознание истории, обычаев родной земли, каждый район, в котором живут представители коренных народов, старается предложить то, что могло бы послужить "визитной карточкой", брендом. В поселке Пудость, историческом месте проживания ингерманландских финнов - это финская игра "кидание сапога". В Ломоносовском районе - крепость Копорье. Кингисеппский брэнд - это, пожалуй, сами коренные малочисленные народы - люди, объединённые целью не просто сохранить память о своих народах, но и сделать их культуру известной и востребованной.

ИА REGNUM: Как поддерживает малые коренные народы Ленобласти научный мир?

Люди, которые профессионально занимаются историей и культурой коренных народов - это не только теоретики. Поездки, фольклорные экспедиции для них - обычное дело. Но и там они не просто "забирают" знания. Они несут их назад. Они пишут книги и читают лекции в деревнях, они - "ходоки в народ", иначе невозможно.

ИА REGNUM: Говорят, сейчас вы работаете над анимационными роликами, которые тоже послужат делу...

Надеемся! Наши анимационными роликами - это социальная реклама, короткие, на 2,5 - 3 минуты, живые, интересные рассказы о коренных народах. Понимая, что традиционная культура, как правило, привлекает людей "после 40 лет", в данном случае, мы ориентируемся на подростков и молодежь. Думаю, что появление мультипликационных сюжетов, размещённых в социальных сетях, привлечет внимание молодых людей к самому факту существования таких уникальных народов.

ИА REGNUM: Известно, что проблемы коренных народов для Вас - боль, стремление помочь. Какие острые вопросы следует решать в первоочередном порядке, что должна срочно сделать и постоянно предпринимать для этого власть?

Думаю, следует активнее вести просветительскую работу, начиная с детей дошкольных учреждений и заканчивая "большими людьми". Все должны знать, что составляет суть этой земли, насколько важно не потерять даже крупицы исконной истории. Надо просвещать всех, кто живет сейчас на этой земле, показывать, насколько она ярка и самобытна. Мы делаем и будем делать для этого все. Но, конечно, государственная поддержка и конкретных проектов, и подготовки специалистов сделала бы этот путь более широким и полезным для всех.

ИА REGNUM: Какие народные сказки, обычаи, традиции вам в истории коренных народов наиболее близки, как исследователю и как человеку? Если бы перед вами стояла задача прочесть детям умную сказку, какую бы вы прочли?

Что касается сказок, то они разные. И неправильно думать, что это исключительно детский фольклор. Грустным или веселым, им надлежит поражать души слушающих всех возрастов. Очень люблю народный фольклор с огромным разнообразием сюжетов. Например, потрясающий миф о создании мира. Его, рассказывал вам один из моих учеников - Никита Дьячков, экскурсовод Ижорского музея. Тот, что про птицу, которая снесла яйца посреди моря, но поднялся ветер, и они разбились... Знаете, что мне особенно нравится в этой истории? То, что птица не сложила крылья - полетела к кузнецу, который выковал огромные грабли из бронзы, с рябиновой (рябина - оберег) рукоятью. Собрала птица граблями осколки, и белок стал луной, а желток - солнцем. Так появились светила! Вот что мне нравится - деятельный конструктивный подход, без которого сохранить культуру невозможно!

Беседовала Евгения Дылева

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.