Прошедший 19 ноября пленум Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) в Болгаре (Татарстан) получил громкий резонанс в мусульманских кругах вследствие объявленной на нем отставки муфтия Москвы и Чувашии Альбира Крганова. О необходимости отправить Крганова в отставку заявил лично глава ЦДУМ Талгат Таджуддин.

На этой неделе ДУМ Чуваши выступило с заявлением, что хотя "неизменно придерживается духовных традиций ОМДС-ЦДУМ и сохраняет с ним свое каноническое единство", но является независимым в своих решениях. "Согласно уставу муфтията Чувашии, муфтий, председатель и казий избираются на съезде (меджлисе) ЦРО ДУМ Чувашской Республики, и снять их может также только съезд. Решение, желание или попытка снять с должности муфтия не имеют юридической силы", - напомнили главе ЦДУМ в ДУМ Чувашии. При этом пока "никто не готовится ни к какому съезду, все кадровые вопросы у нас решены".

Эта история печальна тем, что в результате подобных скандалов ЦДУМ может потерять одного из очень адекватных и грамотных деятелей, которые прекрасно видят, что происходит в мусульманской умме России, и какие угрозы и вызовы перед ней стоят. Если же все дойдет до окончательного "развода", то мусульманскую умму Чувашии и Москвы ждут не самые лучшие перспективы. У этого процесса есть своя подоплека, уходящая корнями на десять лет назад.

В 2003 году Талгат Таджуддин замелькал на страницах федеральных СМИ и в телесюжетах. Поводом послужило его объявление джихада США - сразу после того, как американцы ввели в Ирак свои войска. Этот эпатажный ход (угроза верховного муфтия сопровождалась размахиванием саблей) тогда неприятно удивил российское руководство, поскольку мог усугубить и без того напряженные российско-американские отношения. Хотя американцев осуждали за вторжение в Ирак, никто в Кремле не собирался рвать с ними отношения и уж тем более объявлять джихад. В итоге, инцидент использовали против Таджуддина его противники из Совета муфтиев России.

Для того чтобы прояснить ситуацию, в Москву были приглашены молодые сподвижники Таджуддина: Мухамедгали Хузин (он тогда был во главе пресс-службы ЦДУМ и одновременно муфтием Пермской области), Фарид Салман (был муфтием Ямало-Ненецкого АО) и Альбир Крганов (муфтий Чувашии). На консультациях было предложено не отправлять Таджуддина в отставку, а постараться сначала усилить роль его сына Мухаммада, которого Талгат-хазрат как раз и готовил в преемники. Собрание исходило из простого факта, что отцу будет нетрудно уступить пост сыну.

Однако Мухаммад не пошел на такой шаг, а участники консультаций оказались в невыгодном положении. Альбир Крганов успел приехать первым и сообщить, что он был против смещения, и его просто заставили подписать записку, которую готовили Хузин и Салман. Вскоре Талгат-хазрат, как искусный политик, сумел восстановить свой авторитет в Москве и обезопасить себя от дальнейших попыток смещения. В отношении участников совещания последовали оргвыводы.

Фарида Салмана сняли с поста муфтия ЯНАО и перевели в Москву. Пару лет он был представителем ЦДУМ в Москве, но тогда Равилю Гайнутдину - идеологическому противнику Салмана - покровительствовал мэр Юрий Лужков, и у Салмана не получилось закрепиться в столице: Гайнутдин попросил Лужкова, чтобы в Москве не было мечети ЦДУМ. В итоге Салмана сняли и с этой должности, и он безработным вернулся в Казань.

Мухамедгали Хузина сняли с должности главы пресс-службы ЦДУМ, но снять с поста муфтия ДУМ Пермского края не получилось. Хузин сразу провозгласил его независимым муфтиятом и около пяти лет находился во главе регионального ДУМ. В 2010 году он вошел в Российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС). Туда же пришел Фарид Салман на должность председателя Совета улемов. Одновременно он самостоятельно начал писать и издавать книги, за счет чего получил признание как один из немногих современных российских мусульманских теологов.

Альбира Крганова Таджуддин назначил своим заместителем, но временно. А когда в 2010 Крганов стал муфтием Москвы и Центрального региона, то у верховного муфтия, по-видимому, возникли прежние подозрения. Надо сказать, что Крганов и сам стал играть в странную игру. Например, устав ДУМ Москвы и Центрального региона он зарегистрировал как устав самостоятельного регионального ДУМ. Кстати, в ЦДУМ ему на это много раз указывали, последний раз - на прошедшем пленуме в Болгаре. Почему бы было не подчиниться? Тем не менее, Крганов пошел на обострение отношений.

Следует признать, что подозрения Талгата Таджуддина вполне понятны. В свое время Равиль Гайнутдин, будучи муфтием Москвы от ЦДУМ (в начале 1990-х годов он назывался ДУМЕС - Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири), начал самостоятельную игру, доведя ситуацию до фактического раскола. В этот раз Талгат-хазрат не стал ждать повторения истории. Предупреждения Крганову делались регулярно. В 2012 году Таджуддин на IX съезде ЦДУМ в Уфе снял Крганова с поста своего заместителя. В кулуарах говорили, что "не стоило раздражать старика", надо все привести в соответствие. Чего тянул Крганов, на что рассчитывал? Непонятно.

Сейчас произошло то, что произошло: ЦДУМ снял Альбира-хазрата с поста муфтия Москвы и Чувашии. И Крганову ничего не оставалось, как пойти путем Хузина: объявить себя независимым, чтобы сохранить муфтият. Правда, Хузину это не помогло. Судите сами: независимость тянулась 8 лет, за которые Хузина бросили свои же имамы, перейдя в ЦДУМ. Впрочем, Крганов, видимо, еще питает надежду, что ему удастся вернуться. Не случайно пресс-служба ДУМ Чуваши говорит о каноническом единстве с ЦДУМ...

Но все это, повторюсь, грустно и неправильно. Крганов, Хузин, Салман - одни из самых адекватных людей в ЦДУМ. Разбрасывается такими кадрами глупо. Иногда необходимо проявлять великодушие и возвращать их к себе. Ведь кто выиграет от всей этой истории, кому это более всего выгодно? Равиль Гайнутдин и его команда. За три года Крганов сумел завоевать доверие в Москве, а теперь эта кропотливая работа сведена на нет. Гайнутдин же превращается в духовного монополиста среди столичных мусульман. Это приведет к шантажу властей за счет массовых уличных намазов, поддержке исламистов.

Очень надеюсь, что это недальновидное противостояние между Талгатом Таджуддином и Альбиром Кргановым закончится в ближайшей перспективе.

Валентин Николаев, политолог