1-5 декабря в Стамбуле состоится встреча женщин из Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана. Как заявила одному из ереванских изданий координатор программ НПО "Женский ресурс-центр" Татевик Агабекян, цель этого мероприятия - повысить роль прекрасного пола в урегулировании карабахского конфликта. При этом она опровергла сообщения азербайджанской стороны о том, будто речь идет о представительницах армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха. Более того, выясняется. что представительниц непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в Стамбуле, скорее всего, вовсе не будет.

Говоря об этой инициативе, Агабекян сослалась на принятую еще 13 лет назад резолюцию Совбеза ООН относительно активизации участия женщин в решении конфликтов. Однако особых подвижек в данном направлении, насколько можно понять, нет, и нынешняя встреча должна восполнить пробел.

Казалось бы, речь идет о достаточно обычном в рамках т.н. "народной дипломатии" мероприятии. Но в данном случае не всё так просто. Азербайджанской делегацией руководит председатель Общества защиты прав женщин Новелла Джафароглу. И армянские СМИ уже обратили внимание на публикации Wikileaks, в которых указывается, что г-жа Джафароглу ранее не раз организовывала аналогичные акции в Баку и в Тбилиси с участием женщин Грузии, Южной Осетии и Абхазии. Все эти конференции финансировались Анкарой и Баку. Есть основания предполагать, что и в данном случае можно говорить не столько о "народной дипломатии", сколько о дипломатической акции Анкары.

Эксперты ИА REGNUM уже обращали внимание на явственную активизацию Турции, которая с недавних пор пытается создать видимость возобновления замороженного процесса армяно-турецкого примирения. Глава МИД этой страны Ахмед Давутоглу обещал Армении "приятный сюрприз" в 2014 году, намекая на деблокаду закрытой 20 лет границы. Также Давутоглу попросил Берн (Швейцария была техническим спонсором подготовки и парафирования в Цюрихе в 2009 г. армяно-турецких протоколов о нормализации двусторонних отношений) вновь предпринять посреднические усилия в данном направлении. Параллельно на экспертном уровне в Турции стало распространяться мнение, будто Анкара выводит за скобки проблему Геноцида армян 1915 года, и единственным фактором, мешающим нормализации, становится "неуступчивость Армении" в карабахском процессе. И если Ереван согласится на освобождение парочки районов, относящихся к зоне безопасности НКР, то граница может быть открыта едва ли не в тот же день.

Неслучайным с этой точки зрения является и сообщение турецкой газеты "Turkiye" о том, что в наступающем году Турция проведет работы по разминированию некоторых участков на границах с Арменией и Ираном. Журналисты издания уверены, что правительство Турции таким образом готовится к открытию границы с Арменией.

Мало того. Турецкий официоз - издание Sabah в публикации от 28 ноября утверждает, будто Армения "устно" уже-де дала согласие на вывод войск из "двух оккупированных районов" Азербайджана. "Турция хочет, чтобы Ереван заявил об этом официально. Если от Армении последует подобное заявление, то министр (Ахмед Давутоглу - ред). согласится принять участие в саммите ОЧЭС в Ереване", - пишет Sabah, имея в виду, что в декабре в Ереване должна состояться встреча в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества, на которую, согласно дипломатическим канонам, приглашены представители всех стран-участниц, включая Турцию и Азербайджан.

Сразу скажем, что армянская сторона устами неназванного "дипломатического источника" сразу же опровергла это сообщение. В Ереване понимают, что Турция, преследуя собственные цели, всячески пытается педалировать сложнейший вопрос армяно-турецкого примирения, хотя торопливость здесь более чем неуместна. Еще более неуместно при этом вновь выдвигать предварительные условия, хотя карабахский вопрос никакого отношения к армяно-турецкой повестке не имеет. Создается впечатление, что Анкара, помимо всего прочего, хочет создать себе "алиби" в глазах Баку. И тем более непонятно, каким образом в процесс спасения чести турецкого "дипломатического мундира" оказались подключены армянские женщины. Да и вообще непонятного в данной истории хватает. Так, например, говорится, что по итогам стамбульской встречи будет подготовлено письмо сопредседателям Минской группы ОБСЕ и главе европейской дипломатии и безопасности Кэтрин Эштон. Однако его содержание будет обнародовано позже - не раньше января, когда это послание будет вручено в Вене посредникам, а в Брюсселе - г-же Эштон. Это уже не народная, а какая-то тайная дипломатия получается. Что секретного может быть в женских обсуждениях, почему документ должен пройти цензуру "серьезных инстанций", прежде чем станет достоянием гласности? Кто на деле будет стоять за составлением формулировок письма, уж не турецкий ли МИД?

Эти и подобные, куда более жесткие вопросы (например, относительно финансирования мероприятия) вполне уместны, хотя и могут показаться обидными женщинам-общественницам. Но обижаться не на что. Если уж турецкая сторона ставит беспрецедентное условие о секретности итогов стамбульской встречи (нет сомнений, что это требование выдвинула именно Анкара), то общественное мероприятие начинает выглядеть какой-то спецопераицей. И, конечно, упрекать за это турецкую сторону не приходится - у неё свои задачи и цели. Какие цели преследуют армянские участницы встречи?

Ануш Левонян, политический обозреватель, Ереван