За полгода работы команда сайта "След войны" - это база данных об участниках Великой Отечественной войны в Северной Осетии - обнаружила госпитальное захоронение во Владикавказе, установила имена 200 воинов, погибших в Гизели, имена которых до сих пор не значатся в официальных списках, и т.д. Об этом говорится в отчете, который 26 ноября опубликовала одна из создателей сайта Алина Акоефф.

В частности, в отчете приведены следующие пункты:

"1. Было обнаружено огромное госпитальное захоронение в г.Владикавказ и установлены имена похороненных там солдат.

2. Были предприняты шаги по постановке данного захоронения на учет.

3. Были предприняты все меры по увековечению памяти бойцов "непокоренного ДОТа".

4. Были локализованы еще два воинских захоронения, которые уничтожены на настоящее время. Все бойцы, похороненные в них, обрели свои имена, но пока, к сожалению, не увековечены.

5. Мы подняли вопрос о создании на Мемориале Славы "стены памяти", на которой бы были высечены все имена защитников города.

6. В общей сложности мы обработали более 3000 фамилий солдат, погибших на территории Северной Осетии. Капля в море, но начало положено.

7. Мы установили несоответствие официальных списков в с реальным списком, которое составило примерно 40% от общего числа похороненных в республике.

8. В с. Гизель мы установили имена 200 воинов, которые погибли защищая Гизель, но до сих пор не значатся ни в одном официальном списке.

9. Мы помогли трем семьям найти место захоронения их родственников, погибших на территории Северной Осетии".

Как пишет Акоефф, над "Следом войны" профессионально работают также Вадим Дьяконов, Марина Плиева и Роман Кумков. Таких результатов работы не получилось бы, отмечает Акоефф, если бы Министерство образования и науки РСО-Алания не выделило грант в 160 тыс. рублей на создание сайта. На следующий год перспективы финансирования работы над "Следом войны" не ясны.

Также не ясно, как будет продолжаться работа проекта "Потерянная Осетия". Это мультимедийная карта памятников культуры и покинутых сел Северной и Южной Осетии, над которой в течение двух лет работает та же команда. Акоефф рассказала и о том, что сделала "Потерянная Осетия" за год:

"1. Проработаны все переписи населения, экономические переписи, включая статистику, приведенную в Терских календарях, с 1861 по 1926 годы. Всего за год нами проработано более 100 источников, как в архивах РСО-Алания, так и в Москве.

2. Выведены сводные статистические данные за период середины XIX - начала XX вв. по 95 населенным пунктам, которые в настоящее время вымерли.

3. Определено местонахождение трех вымерших населенных пунктов, которые не указаны ни на одной карте.

4. На основе статистики и посемейных списков написаны описания около 40 вымерших сел. В данный момент идет работа по добавлению их на сайт. К концу года мы сделаем описания около 100 сел. Это половина от имеющихся 230 сел.

5. Проработаны документы, касающиеся этапов переселения жителей высокогорных сел на равнину.

6. Проработаны документы по созданию школ и читален в высокогорных селах.

7. Проработаны документы по постройке церквей. Также проработаны документы от 1929 г. об изъятии церковного имущества. На основе этих документов выявлено две часовни, доселе не установленных и на карте не отмеченных.

8. К нам присоединился, наконец, Моздок. А это значит, что будут добавлены около 50 полностью вымерших осетинских хуторов, которые нигде не указаны.

9. Собрана база по местам для размещения туристов в горах. По Дигории, благодаря Альбине Газдаровой, на 100%, по остальным ущельям процентов на 50%. Сейчас в процессе переговоров с владельцами".

Оба сайта в настоящее время представляют собой уникальные для России социо-культурные проекты, которые дают практически всеобъемлющее представление об истории РСО-Алания в интернете. Однако создатели сайтов выражают озабоченность о судьбе проектов и о возможности их дальнейшего существования без должной поддержки.