Предстоящий визит президента России Владимира Путина в Ереван обусловлен стремлением Москвы придать импульс процессу интеграции Армении в Таможенный союз (ТС). Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

Визит Путина в Армению состоится 2-3 декабря. О повестке визита и встреч главы РФ в Армении информации мало. Сообщается только, что в Армении он проведет встречи с высшим руководством страны, а также посетит второй по величине город Гюмри (где размещена российская 102-я военная база - ред.) для участия в армяно-российском бизнес форуме. Эксперты в Армении считают, что повестка тем визита достаточно емкая - от вопросов безопасности, поставки новых вооружений и реализации совместных экономических проектов до сотрудничества в гуманитарной сфере. Власти Армении также ожидают поддержки Путина по скорейшему вступлению страны в Таможенный союз, считают армянские комментаторы.

"Россия старалась воспрепятствовать процессу подписания Ассоциативного соглашения стран-участниц Восточного партнёрства с ЕС. В случае с Арменией (и Украиной тоже - ред.) это удалось. Думаю, что коль скоро Москва активно этим занялась, теперь, конечно, нужно развивать эту линию. В этом контексте раз Армения выразила желание вступить в Таможенный союз, то нельзя с этим тянуть. Я думаю, что в ходе встреч на высшем уровне будут обсуждаться уже конкретные вопросы и параметры. В настоящее время много высказывается и критики, и сомнений по поводу полноценного участия Еревана в Таможенном союзе по причине отсутствия общей границы. Здесь Путин должен заверить Ереван в том, что никаких препятствий на пути интеграции Армении в Таможенный союз нет. С другой стороны, каким образом все это будет устроено и что Армения получит помимо тех подтверждённых и может быть и расширенных гарантий безопасности, это также станет предметом обсуждений. Откровенно говоря, экономика Армении не самая значимая часть Таможенного союза, но с другой стороны, коль скоро политическое решение озвучено достаточно громко, сейчас Россия просто не имеет права не поддержать Ереван, поскольку армянское руководство понесло определенные издержки в связи с этим решением", - подчеркнул Лукьянов.

Несмотря на заявления президента Армении по поводу желания Еревана вступить в ТС, а также уже подписанные заявления и декларации в этом направлении, многие армянские эксперты и политики сомневаются в том, что в конечном итоге страна присоединится к Таможенному союзу. Лукьянов считает вступление Армении в ТС возможным, вместе с этим указывая на "тонкие политические моменты". "Любая страна в принципе может вступить в организацию, с которой (в случае Армении - ред.) она и так связана. Тут, безусловно, возникает довольно много тонких политических моментов. В частности для Армении принципиальным является вопрос о том, как тогда будут строиться отношения с Нагорным Карабахом. На этот вопрос нет ответа. Страны-члены ТС официально признают Карабах частью Азербайджана. Однако с чисто политической точки зрения вопрос со вступлением Армении в ТС решаем. Другое дело, что остальные члены Таможенного союза (Белоруссия и Казахстан) не настолько стремятся к расширению, как Москва, что было очень четко показано на последнем саммите в Минске. Тем не менее, думаю, что Белоруссия и Казахстан не будут чинить препятствий членству Армении. Однако в экономическом плане вопрос, связанный с Карабахом, может встать очень остро", - считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике.

В плане экономики, как считает наш собеседник, в повестке дня переговоров может фигурировать и вопрос перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги, соединяющей Армению с Россией через Грузию и Абхазию. "В принципе Россия в этом заинтересована. Базовые политические возможности для вовлечения Тбилиси в этот проект существуют, учитывая, что там период двоевластия завершился - на президентских выборах в Грузии одержал победу соратник Бидзины Иванишвили. По крайней мере, будет предпринята попытка каким-то образом вовлечь в этот процесс и Грузию. Эта тема вполне может обсуждаться. Другое дело, что чисто с экономической точки зрения, как утверждают многие грузинские эксперты, железная дорога им не нужна. Однако при продолжении процесса развития Таможенного союза для Грузии возникает вопрос необходимости как-то взаимодействовать с этой структурой. Вряд ли Грузия захочет туда вступить, но желание иметь возможность для деловых отношений с ТС может возникнуть. В этом плане тема ЖД - первое, о чем можно будут говорить", - пояснил аналитик.

В заключение наш собеседник вновь затронул тему ожиданий Армении от России в вопросе безопасности, подчеркнув, что "тут и просить нечего, и предложить тоже". "Либо гарантии безопасности предоставляют, либо их нет вообще. Речь не идет о том, что Россия должна доказать, что она еще больше привержена вопросу обеспечения безопасности Армении. Сомнений в этом не должно быть. Конечно, можно это еще раз повторить, подписав какое-то дополнительное соглашение, хотя в этом нет необходимости. Просто надо понимать, что при изменении качества отношений, меняются и подходы. Если качество отношений не меняется к худшему, все гарантии безопасности остаются в силе", - заключил Федор Лукьянов.