В ближайшем будущем доля электронной коммерции в сфере латвийской торговли продолжит расти еще более динамично. При этом государственное и международное регулирование, а также налоговый контроль онлайн-бизнеса ужесточатся. С такими прогнозами сегодня, 22 ноября, выступили эксперты на проходящей в Риге международной конференции "eCom21", сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе банка Rietumu.

Как отметил в своем выступлении менеджер компании VISA в Финляндии и Прибалтике Веса Туконен, растущие возможности и комфорт, предоставляемый современными технологиями, вкупе с изменением покупательской психологии, способствуют стремительному развитию онлайн-среды. Этот бизнес становится все привлекательнее для инвестиций в глобальном масштабе. Появляются новые виды платежей - некоторые из этих инноваций становятся более успешными, другие менее, однако тренд к развитию в данном направлении налицо. Все это дает новые возможности для продаж и оказывает возрастающее влияние на ритейл-индустрию. По прогнозам Туконена, в будущем самообслуживание с помощью электронных расчетов (in store e-commerce) будет все чаще использоваться и в традиционных "физических" магазинах. "Меняется поведение покупателей, модели бизнеса и виды платежей, - мы видим явную конкуренцию в этой среде. По сравнению с традиционным оффлайном это настоящая революция. Онлайн - это скорость, удобство, большой выбор и безопасность", - подчеркнул эксперт VISA.

В свою очередь представитель российского офиса MasterCard Константин Абрамов прогнозирует, что в будущем технологии расчетов и обмена денежными средствами будут все больше упрощаться. "Пользователи ценят удобство и готовы платить за это", - заметил он и привел статистику Центробанка России, демонстрирующую рост популярности электронных платежных средств - сейчас в стране выдано около 240 млн расчетных карт - то есть на каждого жителя приходится в среднем полторы карты.

Тему роста российского рынка электронной коммерции продолжил директор по международному развитию QIWI Group Алексей Баров. По его прогнозам, российский онлайн-рынок становится крупнейшим в Европе. К 2020 году его аудитория может составить 61,3 млн человек, а оборот электронной коммерции составит около 7% от общего объема продаж. Баров прогнозирует развитие новых видов электронных платежей. По его мнению, в сфере е-коммерции в России еще предстоит преодолеть некоторые потребительские привычки - в частности, сейчас большинство покупателей российских интернет-магазинов предпочитают расплачиваться наличными при доставке товара, а расчеты электронными деньгами и платежными картами стоят соответственно на втором и третьем месте. "Но мы видим, что люди осознают удобство, которое предоставляют электронные расчеты, а также растет уровень доверия к этим видам платежей", - сказал представитель QIWI Group.

Специалисты особо подчеркивали важность обеспечения безопасности расчетов в онлайн-среде. В частности, высоко оценивалась технология 3D Secure, обеспечивающая дополнительную защиту данных покупателя. В свою очередь руководитель Юридического управления банка Rietumu Ярослав Замулло выступил с докладом о юридических рисках в сфере электронной коммерции. "Транснациональная структура интернет-бизнеса может вызвать иллюзию того, что этот бизнес как бы ни от кого и ни от чего не зависит. На самом деле это впечатление обманчиво, оно может спровоцировать выход из правового поля и создать серьезные юридические риски вплоть до блокирования банковских счетов и потери бизнеса", - сказал Замулло. Он также остановился на вопросах государственного регулирования онлайн-расчетов. "В настоящее время транзакционный банковский бизнес регулируется в полной мере, чего пока нельзя сказать об электронных деньгах. Однако мы четко видим общемировую тенденцию к тому, чтобы в сфере регулирования поставить знак равенства между реальными и электронными деньгами", - убежден представитель Rietumu.

Ряд докладов первого дня конференции были посвящены структурированию онлайн-бизнеса и актуальным налоговым вопросам. Специалист латвийской юридической компании Prime Consulting Татьяна Лютинская рассказала о нюансах и ожидаемых изменениях в сфере налогообложения е-коммерции. В своем докладе Лютинская особо отметила глобальные тенденции ужесточения налогового контроля, которые уже сегодня необходимо учитывать при построении структуры бизнеса. С докладами по этой тематике выступили также представители таких компаний как PricewaterhouseCoopers, Clifford Chance, Deloitte.

Одной из тем форума стало обсуждение теории и практики перспективного направления электронной коммерции, связанного с онлайн-играми и сферой теории вероятности: гейминг, гемблинг, форекс. Такие вопросы, в частности, освещались в докладах специалистов госструктур, регулирующих данный бизнес, из Латвии и Мальты; о специфике налогообложения в этой области рассказали специалисты компании Global Betting & Gaming Consultants.

Также перед участниками "eCom21" сегодня выступили представители регулирующих органов популярных европейских территорий, юрисдикции которых часто используются при регистрации и формировании организационных структур для ведения бизнеса в интернете, в том числе Мальты и британского острова Олдерни, специалисты Центрального банка Кипра и другие докладчики.