Уход бизнеса в оффшоры не только приводит к недополучению государственным бюджетом налоговых поступлений, но и нарушает базовые принципы рыночной экономики, в конечном итоге ставя под вопрос легитимность государственной власти, заявил на слушаниях в Совете Федерации 21 ноября заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам чиновника, в последние годы отношение к оффшорам в мире коренным образом изменилось. Если раньше многие государства закрывали глаза на работу своего бизнеса в льготных зонах и даже способствовали их развитию, как например, Великобритания на своих коронных территориях, то сейчас, после кризиса 2008 года и возникновения бюджетного дефицита в ряде развитых стран, государства начали стремиться к "деоффшоризации" своей экономики. В частности, на саммите G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года данный вопрос стал одним из главных, а предложенные Россией 15 мер получили поддержку всех участников.

По мнению Шаталова, уход бизнеса в оффшоры несет за собой не только экономические, но и политические риски.

"Низкая налоговая нагрузка на доходы транснациональных корпораций, двойное неналогообложение - все это всерьез подрывает справедливость и целостность налоговой системы, искажает справедливую конкуренцию, - отметил замглавы Минфина. - Это приводит к неэффективному использованию ресурсов, к недополучению средств в бюджеты, и по большому счету это значительно подрывает легитимность власти как таковой".

Для выхода их этой ситуации, считает Шаталов, простых решений недостаточно. В частности, в случае введения "оффшорного налога" (на перевод денег из РФ в оффшорные зоны), по его мнению, достаточно добавить "прокладку" в стране, не входящей в число оффшоров, и мера не будет эффективной. Необходимо совершенствовать налоговое администрирование внутри РФ, а также активнее участвовать в международных действиях с сфере "деоффшоризации", уверен чиновник.

Россия должна как можно скорее ратифицировать уже подписанную конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по взаимной помощи в сборе налогов, считает Шаталов, поскольку это позволит обмениваться информацией с большинством оффшорных зон, в частности, с коронными территориями Великобритании, которые к упомянутой конвенции уже присоединились. Кроме того, необходимо ввести институт резидентства, чтобы российские компании, зарегистрированные за рубежом, но работающие на территории РФ, платили налоги по месту фактического получения прибыли.

Напомним, слушания на тему "Применение субъектами экономической деятельности трансферного ценообразования и использование оффшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей" состоялись в Совете Федерации 21 ноября. В них приняли участие представители Минфина, Следственного комитета, Счетной Палаты, Центробанка, обеих палат парламента. Участники высказали рекомендации по "деоффшоризации" российской экономики, в числе которых введение "оффшорного налога", ужесточение ответственности за вывоз капитала, уточнение ряда законодательных формулировок в данной сфере, а также усиление обмена информацией с компетентными органами оффшорных государств.