Правительства России и Белоруссии определятся с объединением "КАМАЗ" и "МАЗ" в декабре

Москва, 20 ноября 2013, 19:15 — REGNUM  Следует принципиально решить вопрос об объединении двух производителей грузовиков в Союзном государстве - российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ". Об этом 20 ноября в Санкт-Петербурге на пресс-конференции по итогам заседания глав правительств СНГ заявили председатели правительств России и Белоруссии Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович.

В ходе состоявшегося очередного заседания Совета глав правительств СНГ было рассмотрено более тридцати вопросов, затрагивающих различные аспекты интеграционного взаимодействия в рамках Содружества. Среди них - вопросы промышленной кооперации. Знаковым проектом в данной сфере является создание совместного российско-белорусского холдинга "Росбелавто" путём объединения российского ОАО "КАМАЗ" и белорусского ОАО "МАЗ".

Оценивая проделанную работу по объединению двух автозаводов, Дмитрий Медведев констатировал: "К сожалению, несмотря на взаимное желание, договоренности пока нет. А мы считаем, что это было бы полезно для наших двух стран и для этих крупных предприятий". При этом председатель правительства РФ отметил различные подходы российской и белорусской сторон к созданию "Росбелавто".

"Мне кажется, что нам уже давно пора либо завершить эту дискуссию и перейти к реальному объединению, либо закрыть эту тему, потому что она тянется давно. Это нервирует и трудовые коллективы, собственников или представителей собственников, а результата нет", - сказал Медведев. По его словам, в ходе состоявшегося сегодня обсуждения данного вопроса на уровне глав правительств решено решить проблемные вопросы в кратчайшие сроки.

В свою очередь председатель Совмина Белоруссии подтвердил намерение официального Минска создать совместную компанию на базе камского и минского автозаводов. "Но, действительно, давайте исходить из того, что эти два больших производителя грузовиков - конкуренты. В том числе и на внутреннем рынке Таможенного союза, и каждому хочется продавать ", - сказал он.

Михаил Мясникович призвал проводить согласованную политику в области производства и реализации грузовых среднетоннажных автомобилей на внутреннем рынке и защищать этот рынок от зарубежных производителей. "Потому что перетягивание канатов, споры, которые длятся вот уже второй год, имеют определенные негативные последствия - мы отдаем рынок товаропроизводителям из третьих стран", - признал председатель правительства Белоруссии.

"Поэтому мы полагаем, и с Дмитрием Анатольевичем у нас есть понимание, что в декабре этого года будет приниматься решение по системе управления, - добавил Мясникович. - Это был самый большой вопрос. Сейчас отработан договор, работают международные эксперты по системе управления этим холдингом".

Глава правительства Белоруссии выразил уверенность в объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ", проинформировало госинформагентство БелТА по итогам мероприятия. Стоит отметить, что Александр Лукашенко по данному вопросу придерживается прямо противоположного мнения, о чём он неоднократно заявлял как в 2013 году, так и ранее.

Напомним, 21 октября в Минске на встрече с руководителями СМИ стран СНГ Александр Лукашенко заявил, что с созданием российско-белорусского автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" не следует торопиться, т.к. есть риск повторения негативной истории объединения ОАО "Уралкалий" и "ОАО "Беларуськалий" в рамках ЗАО "Белорусская калийная компания". В частности, он сказал: "Объединяясь, что вы привнесете в нас? Какие деньги в нас? Никаких. Технологических новинок - нет. КАМАЗ сегодня проигрывает МАЗу. Какие новые рынки получим? Никаких". Лукашенко уточнил: "Я предложил КАМАЗу не торопиться, поскольку у нас есть дурной пример работы "Уралкалия".

Незадолго до этого, 11 октября на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ Лукашенко также заявлял о невыгодности для официального Минска создания автомобильного холдинга "Росбелавто" на условиях российской стороны. В частности, он сказал: "Денег нет, технологии - хуже, чем на МАЗе. Потому что МАЗ - конкурентная продукция, она продаётся не хуже, чем КАМАЗ, если в равные условия поставить. Мы модернизировали один раз это предприятие - сейчас ведём углубленную модернизацию. И мы говорим россиянам: "Если вы идёте, как вы будете в модернизации участвовать? Никак. Тогда у меня встаёт вопрос: а не получится ли так, что вы предприятие это заберёте за бесценок - денег же нет, там какие-то акции, махинации, и со временем на МАЗе будут производить только шины для автомобилей? Не шины, а диски для автомобилей. И мы лишимся производства грузовых автомобилей. Не может быть такое? Может быть. Вот вам ответ на мой вопрос". Лукашенко добавил: "Я должен был поставить перед ними вопрос: новые технологии, деньги, новые рынки. Этого ничего нет! Всё остаётся, как есть. Так зачем? Мы и так можем договориться наш общий рынок поделить и продать. Как его поделить? Вы производите 30 тыс автомобилей, мы - 20. Или вы - 30 тыс и мы 30 тыс. Наш рынок известно, сколько может потребить общий, больше не производим - чтобы не уронить цену. Цена для производителя тоже важна. Давайте договоримся".

Более позитивный взгляд на создание альянса "КАМАЗ-МАЗ" представил 7 июня на пресс-конференции в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков. Он сообщил, что рабочие группы по объединению предприятий России и Белоруссии действуют успешно и осенью 2013 года могут быть подписаны документы по созданию автомобильного холдинга на базе ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". Суриков сказал, что условия соглашения о создании холдинга "Росбелавто" - коммерческая тайна, отметив, что "речь не идет о продаже активов". Теперь же, по словам Сурикова, "всё идёт нормальным путём и к осени мы ожидаем подписания документов об образовании холдинга совместного "МАЗ-КАМАЗ" с паритетным участием в этом холдинге". При создании "Росбелавто", сообщил Суриков, рассматривается объединение дилерской сети двух автозаводов, а также передачи части производств комплектующих между заводами - таков первый этап объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". "И обсуждается вопрос, как потом всё-таки обменяться и как войти в активы. Но это уже следующий этап", - добавил посол РФ.

Как сообщало ИА REGNUM, объединение ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ" - инициатива российской госкорпорации "Ростехнологии" которая обсуждается с 2010 года и является, по мнению экспертов, знаковой, индикатором способности России и Белоруссии к примышленной интеграции. За время переговоров российская госкорпорация успела сменить название на "Ростех", но осталась в числе акционеров Камского автозавода.

План создания "Росбелавто" обсуждался 21 мая в Москве на переговорах председателей правительств России и Белоруссии, а до этого - на уровне вице-премьеров. По итогам состоявшихся 17 мая в правительстве РФ переговоров первого зампреда Совмина Белоруссии Владимира Семашко с зампредом правительства России Аркадием Дворковичем, 18 мая Семашко прокомментировал журналистам ход работ по созданию альянсов белорусских и российских промпредприятий. Он сообщил о создании рабочих групп, прорабатывающих объединение белорусских госпредприятий с российскими. По его словам, обсуждаются вопросы объединения с российскими партнёрами белорусских госпредприятий машиностроения, в т.ч. "МАЗ", однако ни одного из заявленных слияний до настоящего времени не произошло. Эксперты считают, что руководство Белоруссии не желает усиливать экономическое присутствие России на внутреннем рынке и искусственно тормозит процессы слияний и поглощений, намереваясь привлечь инвесторов из Китая и других стран, которые не очень спешат инвестировать в Белоруссию. Тем временем объёмы продаж грузовиков "МАЗ" на рынках РФ и других стран снизились почти наполовину, предприятие работает с перебоями и затоваренными складами. И "МАЗ", и "КАМАЗ" остро ощущают давление азиатских производителей, а также западноевропейцев, открывших в России сборочные производства грузовиков, автобусов и другой техники.

ОАО "МАЗ" является госпредприятием и производителем широкой номенклатуры продукции, в т.ч. автобусов и другой коммунальной техники. На российский рынок приходится около 80% продаж белорусских грузовиков. За время переговоров о создании "Росбелавто" продажи белорусских грузовиков в России значительно сократились. Вступление России в ВТО ожесточило конкуренцию на российском рынке, где продажи грузовиков "МАЗ" за 9 месяцев 2013 года снизились до 9,3%. Продажи грузовиков "КАМАЗ" также сократились, однако при этом камский автозавод сумел увеличить долю на российском рынке с 33,5% до 45,6%.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail