Самая большая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже - теперь в Санкт-Петербурге, в Шуваловском дворце на Фонтанке. Журналистам представлен музей, созданный благотворительным фондом "Связь времен", который основан предпринимателем Виктором Вексельбергом. Как сообщает сегодня, 19 ноября, корреспондент ИА REGNUM, первым экскурсантом стал министр культуры России Владимир Мединский, который заявил, что начало работы музея - "событие всероссийского масштаба" и подчеркнул, что музей - частный, "ни копейки из государственного бюджета не потрачено".

Золотая гостиная.

"Именно такие события говорят о том, что в стране возрождается дух настоящего российского предпринимательства и благотворительности, - считает Мединский. - Собирать произведения искусства лучше, чем иностранных футболистов, и еще лучше, что эти произведения хранятся не дома - на Рублевке или в офисе в сейфе, а предназначены для открытого показа".

Виктор Вексельберг вспомнил, что замысел создания музея созрел более 10 лет назад, а вот место, где он должен открыться выбирали - Москва ли, Петербург. Но Юрий Лужков предлагал то, что не устраивало бизнесмена, зато Валентина Матвиенко "поступила, как талантливый руководитель" - и Дом дружбы и мира, располагавшийся здесь с 1965 года, покинул Шуваловский дворец.

Состояние особняка было плачевным: "Мы ужаснулись". Научная реставрация под контролем КГИОП шла с 2006 года - при проведении работ было выявлено свыше 30 аварийных зон - деревянные балки, расслоение кирпичной кладки и т.п. Были усилены фундаменты старого дворца, сделана гидроизоляция, заменена кровля, создана система противопожарной безопасности. Под 8 слоями краски в Готическом зале была обнаружена темперная живопись, подвесная галерея воссоздана в исторических габаритах.

Музей заработает для посетителей с декабря, увидеть можно будет ядро коллекции Вексельберга - произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже - придворного ювелира императорской семьи, приобретенные Вексельбергом в начале 2004 года у наследников американского медиамагната Малкольма Форбса, который полвека собирал свою коллекцию.

Также в залах - императорское серебро - от поставщиков императорского двора Хлебникова, Овчинникова, Сазикова, в Готическом зале - коллекция церковной утвари и предметов "личного благочестия".

В музее также представлен фарфор, в частности, юсуповский сервиз роз Жозефины Богарне, замечательная эмаль - перегородчатая, витражная, скань, уникальное для России собрание работ "живописца по эмали" Федора Рюкерта, а также произведения русских и европейских живописцев - от Маковского до Ренуара.

Директор Музея Фаберже и председатель правления фонда "Связь времен" Владимир Воронченко сообщил, что цены на билеты для граждан будут приемлемыми - как в других крупных городских музеях, причем не будет разницы - россиянин посетитель или иностранец. Обещаны льготы учащимся, студентам, пенсионерам и ветеранам.

Будут временные выставки, сотрудничество с российскими музеями - уже названы в качестве партнеров Пушкинский музей и Государственная Третьяковская галерея в Москве. Аудиогиды, сайт, экскурсионное обслуживание, самые современные музейные технологии - все это также обещано посетителям, для которых без этой информации все представленное будет лишь собранием драгоценностей. За каждой вещью стоит история - страны, конкретных людей - говорят экскурсоводы нового музея.

Большинство ювелирных шедевров Фаберже, представленных в Шуваловском дворце, покинули Россию в 20-30 годы минувшего столетия, когда большевики распродавали ценности. "По своей воле" - не на продажу, а как памятная, дорогая сердцу вещь, - Россию покинуло только пасхальное яйцо 1916 года, подаренное императором Николаем II матери - вдовствующей императрице Марии Федоровне. Уже шла война, поэтому яйцо сделано просто, без бриллиантов, но с портретами внуков и сына. Мария Федоровна не расставалась с подарком до конца жизни, а затем Василий Романов продал это яйцо на Сотбис.

Традицию дарить близким драгоценные пасхальные яйца ввел Александр III, он же стал заказывать подарки у Фаберже. Первый такой презент также представлен в экспозиции - скромное белое яйцо с золотым желтком, внутри которого - золотая же курочка с алмазными глазами. Внутри нее тоже находился сюрприз - яйцо с цепочкой, которые утеряны.

Сюрпризы внутри драгоценных яиц были практически обязательны. Далеко не все сохранились. Тем интереснее те, что и теперь можно увидеть - механическую розу, раскрывающую лепестки, райскую птичку, которая поет внутри лаврового дерева - рядом с деревом-яйцом - ключик, который сюрприз и открывает. А одно из яиц, ставшее символом фонда "Связь времен", таит в себе карету, внутри которой также находился сюрприз - подвесной фонарик. Фонарика нет, а вот карета - точная, только очень маленькая, копия той, что хранится в Эрмитаже - кареты императрицы Екатерины II. Именно эта миниатюрная копия помогла реставраторам в воссоздании утраченных частей огромного оригинала.

Коллекция Фаберже, пока не осела в Шуваловском дворце, путешествовала по России - ее увидело 3 млн человек. Все средства, вырученные от выставок, шли на поддержку тех музеев, где они проводились. Отныне императорская коллекция - снова в столице Российской империи.

Обозреватель ИА REGNUM

Галина Артеменко