Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка считает, что его ведомство не обладает достаточными полномочиями по контролю над следственными органами и во многом поэтому отчасти российская уголовная практика отличается несоблюдением сроков следствия, необоснованными арестами и другими недостатками. Такое мнение он высказал на слушаниях в Совете Федерации 18 ноября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Уголовная политика государства не может не учитывать выработанные у международного сообщества подходы к решению проблем борьбы с преступностью, - отметил генпрокурор. - К сожалению, на практике это не всегда так".

По его словам, в соответствии с рекомендациями Совета Европы, прокурор должен быть наделен правом возбуждения уголовного преследования, направления расследования и надзора за ним, как это происходит в США, Франции, Германии и других развитых странах. В то время как в России ситуация иная.

"Несмотря на то, что российская прокуратура является органом исполнения международных обязательств в части уголовного преследования, наши функции в этой области весьма незначительны, - посетовал Чайка. - Между тем лишение прокуроров ряда надзорных полномочий привело к очевидному дисбалансу правозащитного механизма".

В частности, прокурор сегодня ограничен в возможности повлиять на обеспечение одного из важнейших конституционных прав - на свободу и личную неприкосновенность, отметил Чайка. Заключение под стражу как мера пресечения доминирует в нынешней судебной практике, при этом ежегодно имеют место сотни случаев заключения подозреваемых под стражу вопреки мнению прокурора. Нередки также примеры необоснованных арестов: в 2012 году и в первом полугодии 2013 года их было в общей сложности 2400, однако ни один следователь не был привлечен к ответственности.

Несмотря на то, что у прокуратуры есть полномочия требовать устранения обнаруженных ею нарушений, на практике следователи часто игнорируют требования прокуроров, поскольку "законодатель не обеспечил исполнения соответствующих актов в императивной форме, что позволяет органам следствия заявлять о несогласии с ними". В итоге имеют место многочисленные факты непредоставления материалов уголовного дела и доследственной проверки, нередко дела возбуждаются слишком поздно, когда часть доказательств утрачена, а права потерпевшего непоправимо нарушены.

Такая же ситуация наблюдается в сфере надзора за соблюдением разумных сроков расследования, сообщил Чайка. По его словам, от трети до половины уголовных дел (по разным ведомствам) ведется с нарушением сроков: с 2006 года их количество выросло с 179 тысяч до 310 тысяч.

Юрий Чайка не смог обойти в своем выступлении противостояния Генеральной прокуратуры и Следственного комитета. По его мнению, СК РФ лоббирует законопроект, дающий право следователям обжаловать решение прокурора о направлении дела на доследование.

"Согласитесь, нонсенс, когда два должностных лица, действующих на одной стороне обвинения, станут состязаться в процессе. Причем если усилия Комитета достигнут цели, то судья будет вынужден без рассмотрения дела по существу искать ответ на вопрос, доказана или нет вина обвиняемого еще на стадии предварительного следствия, - подчеркнул прокурор, - это нонсенс".

Юрий Чайка предложил для разрешения имеющихся противоречий разработать концепцию уголовно-правовой политики, "существенно пересмотрев ее основные направления и задачи в сфере противодействия преступности". С этой целью, считает он, необходимо создать Совет при президенте РФ с участием ученых, сотрудников правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств. Напомним, парламентские слушания на тему "Совершенствование законодательства в сфере уголовно-правовой политики" состоялись в Совете Федерации 18 ноября. В них приняли участие представители Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, обеих палат парламента, а также экспертных кругов.