В связи с многочисленными публикациями в ряде СМИ материалов, касающихся снижения с 1 ноября на 20% тарифов для населения в четырех энергосистемах - "Ленэнерго", "Нижновэнерго", "Пермьэнерго" и "Свердловскэнерго", ФЭК России распространил свое разъяснение за подписью руководителя пресс-службы Николая Зайцева.

Приводим полный текст этого документа.

ФЭК России рассмотрел обращение РАО "ЕЭС России" по вопросу об установлении предельных уровней тарифов и возможности применения более низких договорных тарифов на электроэнергию для населения.

ФЭК России в своей деятельности по регулированию тарифов субъектов естественных монополий, в том числе в электроэнергетике, неуклонно следует законодательно закрепленным принципам соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, защиты потребителей от монопольного повышения тарифов при условии обеспечения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий. На практике это означает установление тарифов, ориентированных на темпы инфляции и максимальную реализацию регулируемыми организациями программ снижения издержек.

В 2003 году, опираясь на новую законодательную базу, ФЭК России взял под жесткий контроль процесс установления тарифов на электроэнергию для потребителей в субъектах Российской Федерации, в результате чего средний по России рост тарифов не превысил по итогам 9 месяцев предельного уровня в 14%, определенного Правительством Российской Федерации на 2003 год.

Руководствуясь указанными выше принципами регулирования, ФЭК России поддержал предложенный ранее РАО "ЕЭС России" переход к установлению тарифов на срок более одного года, как действенную меру по стабилизации тарифов на электроэнергию, а при разработке проекта изменений Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации выступил с инициативой включения в проект норм о заключении двусторонних, в том числе долгосрочных договоров на оптовом и розничном рынках электрической энергии, поддержанной другими ведомствами и организациями - соисполнителями, включая РАО "ЕЭС России".

В связи с этим ФЭК России поддерживает инициативу РАО "ЕЭС России" о снижении тарифов для потребителей, включая население, в ряде регионов России за счет реализации программ управления издержками и наличия иных резервов снижения тарифов в соответствующих энергосистемах.

При этом считаем необходимым отметить, что информация о наличии указанных резервов отсутствовала в официально представленных РАО "ЕЭС России" в ФЭК России предложениях по предельным тарифам на 2004 год (письмо от 07.05.2003 г. № ЯУ-2781), содержавших, в том числе, и финансовые планы региональных энергосистем и федеральных станций - дочерних и зависимых обществ РАО "ЕЭС России". В указанном письме РАО "ЕЭС России" предлагало увеличить предельный уровень среднего по России тарифа на 2004 год на 29,9%, а предельный уровень тарифа для населения - на 33,3% к уровню 2003 года.

Учитывая, что в настоящее время в субъектах Российской Федерации региональные энергетические комиссии осуществляют установление тарифов для потребителей, включая население, на 2004 год в рамках предельных уровней, установленных ФЭК России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2003 г. № 516, ФЭК России предлагает РАО "ЕЭС России" поручить своим дочерним и зависимым акционерным обществам направить в соответствующие РЭКи предложения и обосновывающие материалы по стабилизации или снижению тарифов на электроэнергию, в том числе и на долгосрочный период (как это ранее и предлагалось РАО "ЕЭС России"), за счет реализации упомянутых в обращении РАО "ЕЭС России" дополнительных резервов, и при условии, что перекрестное субсидирование населения другими группами потребителей не увеличится. Дополнительным фактором снижения издержек АО-энерго, по мнению ФЭК России, является запуск с 1 ноября 2003 г. сектора свободной торговли на оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Что касается установления договорных тарифов иными организациями, помимо уполномоченных на то законодательством органов государственного регулирования тарифов, то данное предложение не имеет правового основания. Статьи 2, 5 и 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ определяют какой регулирующий орган (ФЭК России или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - РЭК) и в какой форме (фиксированных величин или предельных уровней) устанавливает тарифы. Тарифы на электрическую энергию, энергоснабжающими организациями всем потребителям, включая население, устанавливает РЭК в виде фиксированной экономически обоснованной, а не предельной величины. Установление предельных значений тарифов на электроэнергию для населения отнесено к полномочию ФЭК России без права делегирования их РЭК. Юридические основания для установления договорных тарифов в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ не предусмотрены.

Кроме того, в разработанном ФЭК России совместно с другими министерствами и организациями, включая РАО "ЕЭС России", проекте постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Программы изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", внесенном в установленном порядке в Правительство Российской Федерации, предусматривается механизм снижения тарифов на электрическую энергию для населения за счет снижения издержек АО-энерго и перехода от ценообразования по методу "затраты плюс" к методам экономической мотивации, т.е. определения регрессивной шкалы предельных уровней тарифов на 3 года, стимулирующих энергокомпании к снижению издержек, которые в этом случае остаются дополнительной прибылью в распоряжении энергокомпаний и могут быть по решению энергокомпании направлены целевым образом на решение социальных программ соответствующего субъекта Российской Федерации. Данный подход целесообразно распространить на все АО-энерго, а также на федеральные электростанции.

Учитывая сжатые сроки по установлению тарифов для потребителей на 2004 год, ФЭК России предлагает РАО "ЕЭС России" в оперативном порядке организовать представление организациями холдинга РАО "ЕЭС России" материалов и обоснований по стабилизации (снижению) тарифов на 2004 год и на период до 2006 года:

федеральными электростанциями - в ФЭК России;

АО-энерго - в соответствующие регулирующие органы субъектов Российской Федерации.