"Уничтожение многочисленных памятников средневековой армянской архитектуры в Нахичеванской области Азербайджана является целенаправленной политикой бакинских властей, ориентированной на курс полной ликвидации сохранившегося там мощнейшего пласта армянской культуры", - заявил ИА REGNUM председатель функционирующего в Армении "Нахичеванского землячества", президент Армянской технологической академии Гагик Оганян. По его мнению, данный подход полностью вписывается в контекст пантуранской идеологии, уделяющей исключительное место "выкорчевыванию" иных, более древних культурных слоев и замещению "хронологического вакуума" историческими фальсификациями. "Еще 30 ноября 1920 г. командующий оккупировавшей большую часть Армении турецкой армии и глава турецкой делегации на переговорах в Александрополе Кязим Карабекир паша объявил об "исторических правах" турок на армянские земли, заявив, что этот край еще за двадцать веков до миграции армян был населен турецкими племенами. Происходящее в Нахичеване являет собой продолжение той же политики", - отметил Гагик Оганян.

Несмотря на то, что тема уничтожения армянских памятников в Нахичеване всегда находилась в эпицентре внимания армянской прессы, новое звучание она приобрела после прошедшей 1 октября 2003 в Париже Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. Руководитель внешнеполитического ведомства Армении Вардан Осканян заявил на ассамблее, что "официальный Баку осуществляет планомерную политику истребления армянских следов в Нахичеване. Из пяти тысяч хачкаров (крест-камень) средневекового некрополя в Джуге сегодня не осталось ни одного". Напомнив о том, что официальный Ереван неоднократно сигнализировал о происходящем в международные структуры, дипломат в очередной раз призвал ЮНЕСКО делегировать в район широкомасштабных разрушений миссию наблюдателей. "Уничтожение этих исторических и культурных следов вопреки всемирным упорным усилиям по сохранению общечеловеческих ценностей, демонстрирует близорукое изоляционистское мышление", - добавил министр. Особое внимание СМИ было уделено следующему высказыванию Вардана Осканяна: "Армянское присутствие в регионе засвидетельствовано издревле. Само название Нахичеван призвано доказать, что этот район веками был армянским".

Отдельные аналитики в этом выступлении усмотрели намек на территориальные притязания. "У нас есть основания полагать, что уже в самое ближайшее время Нахичеван посетит наблюдательская миссия ЮНЕСКО, - заявил ИА REGNUM Вардан Осканян. - Наблюдатели обязаны зафиксировать, где и как были произведены эти разрушения. Думаю, что на этот раз их приезд не заставит себя долго ждать". Пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян отметил, что "после обращения министра иностранных дел Армении в ЮНЕСКО прошло четыре недели и представитель Армении в этой влиятельной организации сегодня работает в данном направлении". Ожидаемый ранее визит наблюдателей в Нахичеван не состоялся из-за отказа посольства Азербайджана в Париже выдать им азербайджанские визы. Выступление главы МИДа Армении имело своим следствием и резкую актуализацию сугубо "политической составляющей" нахичеванского фактора. Политологи нашли целесообразным опять напомнить, что подписанный в Москве 16 марта 1921 года и определивший статус Нахичевана Турецко-Русский договор "поистине является вопиющим документом и памятником международного произвола и насилия".

Один из наиболее известных армянских конфликтологов, профессор Александр Манасян заявляет: "В этом двустороннем акте два государства (Советская Россия и Турция) договорились передать под протекторат третьей страны - Советского Азербайджана, - признанную неотъемлемой частью четвертого государства - Советской Армении, - территорию - Нахичеван, не удосужившись добиться разрешения или согласия этих государств. Спустя два десятилетия большевики повторили опыт, заключив с Германией печально известный "Пакт Молотова-Риббентропа". Политологи сегодня в очередной раз обращают внимание и на политическую топонимику Советского Азербайджана - Нахичеванская Автономная Республика и Нагорно-Карабахская Автономная область. Председатель "Нахичеванского землячества" Гагик Оганян по этому поводу замечает: "Общеизвестно, что наименования советским автономиям давались в соответствии с населяющими их этносами. Исключения, подобные Дагестану или Горному Бадахшану, объяснялись наличием там десятков народов и народностей. Однако фиксация в одном отдельно взятом Советском Азербайджане двух армянонаселенных автономий, названных по исторически сложившимся топонимам, - это уже другая плоскость. Впрочем, если бы советские власти и в случае с Азербайджаном применили общий принцип "автономных названий", то там существовала бы одна Армянская Автономная область и одна Армянская Автономная Республика. Вероятно иного выбора, кроме как нарушить данный принцип, у советских властей просто не оставалось".