Введение в Белоруссию новой госпошлины за допуск автомобиля к дорожному движению ("налог на автомобили", "транспортный налог"), а также повышение базовой величины позволят существенно пополнить республиканский бюджет. Об этом 14 ноября, выступая в Нацсобрании Белоруссии, заявил замглавы Минфина Максим Ермолович.

"Среди новшеств 2014 года - введение так называемого транспортного налога, точнее, это государственная пошлина за допуск транспортного средства к участию в дорожном движении", - сказал замминистра финансов. По его словам, ставки новой госпошлины будут установлены в размере от 1 до 25 базовых величин в зависимости от массы и вида транспортного средства, а также того, кто им владеет - физическое или юридическое лицо. Планируется взимать пошлину во время прохождения техосмотра транспортного средства, зарегистрированного в Белоруссии, добавил чиновник.

"За счет введения такой государственной пошлины мы планируем получить порядка 1 трлн бел. руб. Эта пошлина будет зачисляться в республиканский бюджет", - сказал Ермолович. Таким образом, судя по прогнозу снижения курса белорусского рубля в следующем году, от взимания новой госпошлины планируется выручить около $102 млн. Он проинформировал также, что в 2014 году будет увеличен размер базовой величины, которую решено использовать при расчёте транспортного налога, других госпошлин, налогов и штрафов: сейчас она составляет 130 тыс белорусских рублей, а в 2014 году будет составлять 150 тыс бел.руб.

Ермолович сообщил и о других источниках поступления денежных средств. По его словам, до конца года у официального Минска есть надежда получить последний транш $3-миллиардного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а в 2014 году не планируется привлекать новые кредиты АКФ ЕврАзЭС или Международного валютного фонда. Кроме того, в 2014 году будет размещаться белорусские евробонды на $700-800 млн - правительство выжидает, когда условия размещения станут приемлемыми.

Напомним, 12 ноября зам. главного начальника управления бюджетной политики Минфина Белоруссии Олег Селиверстов сообщил, что Совмин предлагает повысить акцизы на автомобильное топливо на 14%, ставки акцизов на алкогольную продукцию - на 27,3%, существенно увеличить акцизы на табачные изделия, а по остальным подакцизным позициям ставки вырастут не более чем на 20%. Он сообщил также об идее Совмина в 2014 году ввести в Белоруссии госпошлины за допуск автомобиля к участию в дорожном движении в размере от 3 до 5 базовых величин в год. Представитель Минфина сказал: "Предлагается ввести госпошлину за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Это разовый платеж, он будет зависеть от веса автомобиля и уплачиваться вне зависимости от того, идет ли речь о легковых или грузовых автомобилях". Идея ввести "налог на автомобилистов" вызвала крайне негативную реакцию в белорусском обществе. По мнению ряда независимых экспертов, власти Белоруссии не готовы признать ошибки госуправления, но готовы компенсировать их за счёт налогоплательщиков.

Как сообщало ИА REGNUM, распорядителем средств АКФ ЕврАзЭС является Евразийский банк развития (ЕАБР), через который Белоруссии перечисляются части кредита общим объёмом $3 млрд, выделенного во время кризиса 2011 года. Белоруссия получила $2,56 млрд кредитных ресурсов АКФ ЕврАзЭС под "плавающий процент" - зависящий от того, насколько дорого обходятся России займы за рубежом. Россия является основным донором фонда. ЕАБР 27 июня проинформировал, что Совет АКФ ЕврАзЭС одобрил письмо о намерениях официального Минска, которое является условием выделения Белоруссии шестой (последней) части 3-милилардного кредита в размере $440 млн. Руководство Белоруссии надеется также привлечь кредиты МВФ, однако фонд, по словам находящейся в Минске главы миссии МВФ в Белоруссии Дэвида Хофмана, не рассматривает заявку на оказание финансовой помощи, желая видеть практическую реализацию руководством постсоветской республики ранее сделанных рекомендаций МВФ. Эксперты МВФ, Всемирного банка и ЕАБР сходятся во мнении, что экономика постсоветской республики нуждается в структурных реформах и либерализации. По мнению белорусских независимых экспертов, без внешних кредитов Белоруссию ждёт более тяжелый кризис, но при этом есть вероятность нецелевого использования руководством Белоруссии внешних кредитных ресурсов.