ЗАО "Аргус-Спектр" в ходе судебного заседания 14 ноября еще раз подтвердило свое ходатайство о приостановлении разбирательства до момента разрешения вопроса в Высшем Арбитражном Суде РФ о праве антимонопольного органа проводить выездные внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов без возбуждения антимонопольного дела. Президиум Высшего Арбитражного суда 24 декабря 2013 года повторно рассмотрит вопрос о подведомственности суду данной юрисдикции иска ЗАО "Аргус-Спектр" о признании несоответствующими законодательству Методических рекомендаций ФАС, в соответствии с которыми ведомство проводит свои внеплановые проверки, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Истец рассчитывает, что в случае положительного решения по этому вопросу, проверка, проведенная ФАС в "Аргус-Спектре", станет незаконной и необходимость в дальнейшем рассмотрении иска в столичном арбитражном суде отпадет. "Методические рекомендации являются нормативно-правовым актом, так как их действие распространяется на третьих лиц, то есть ФАС их использует в своей работе по отношению к проверяемым компаниям. Если Президиум ВАС признает, что вопрос подведомственен арбитражному суду, он передаст наше дело по Методическим рекомендациям на новое рассмотрение ВАС и у нас будет шанс признать этот документ недействующим, а все проверки, проведенные в соответствии с ним, незаконными", - отметили в ЗАО "Аргус-Спектр".

ФАС в свою очередь настаивает, что Методические рекомендации не являются нормативно-правовым актом. В своих действиях ведомство, по словам заместителя начальника управления по борьбе с картелями ФАС Константина Алешина, руководствуется положениями закона "О защите конкуренции" и своим административным регламентом. В качестве доказательства своей правоты ФАС привела письмо из Генеральной прокуратуры РФ, которая по заявлению "Аргус-Спектр" провела проверку и не выявила нарушений в действиях антимонопольного ведомства.

Основанием для признания Методических рекомендаций недействительными ЗАО "Аргус-Спектр" считает то обстоятельство, что только в этом документе предусмотрено право ФАС проводить внеплановые проверки без возбуждения дела и разработана специальная процедура такого рода проверок. "После того как признаки нарушения антимонопольного законодательства обнаружены, в соответствии со ст. 44 закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган может принять только одно решение - о возбуждении дела, поэтому внеплановая проверка может проводиться только в рамках возбужденного дела", - считает заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО "Аргус-Спектр" Нина Воронова.

В ходе проверки ФАС запросила у ЗАО "Аргус-Спектр" ряд сведений, касающихся производимого предприятием по государственному контракту с МЧС России программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг". "Аргус-Спектр" считает, что антимонопольное ведомство не имело на это права, так как список пожарных частей, где установлено, принятое на вооружение МЧС оборудование, а также криптозащищенные протоколы подключения к этой спецтехнике, работающей по закрытому радиоканалу Минобороны, относятся к сведениям, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности страны. По этой причине завод отказался предоставлять запрашиваемую информацию до тех пор, пока ему не разъяснят, зачем она понадобилась ФАС.

В ФАС настаивают, что запрос был направлен исключительно в целях определения товарных границ рынка для ПАК "Стрелец-Мониторинг", а опасения "Аргус-Спектр" об угрозе национальной безопасности беспочвенны, поскольку Министерство по чрезвычайным ситуациям, принимая на снабжение данный комплекс, в соответствующем приказе объявило его технические характеристики и конструкторскую документацию несекретными.

Представитель Главного управления МЧС России по Ленинградской области Виктор Кривошонок пояснил: "Действительно, выпускаемая по заказу МЧС России ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" радиоэлектронная система по Приказу МЧС России № 743 не имеет грифа секретности. Конфиденциальность информации по данной системе возникает с момента ее развертывания непосредственно в пожарных частях федеральной противопожарной службы, которые в соответствии с действующим законодательством отнесены к силам и средствам гражданской обороны".

Ответчик считает, что проверка, проведенная в офисе "Аргус-Спектра", никак не ущемляет права предприятия и не ограничивает его деятельность, а многочисленные иски о ее незаконности имеют совсем другую цель

. "Все заявления, которые сейчас делаются, они делаются только для того, чтобы не дать нам сейчас закончить анализ рынка, возбудить дело, то есть для того, чтобы избежать ответственности, а не для того, чтобы установить какую-либо истину по делу или восстановить законность или нарушенные права", - заявил Константин Алешин в ходе судебного заседания. ФАС полагает, что процесс может затянуться надолго.

"О каком анализе рынка может идти речь, если рынка нет и быть не может? Законом предусмотрен ряд объектов, которые сознательно выводятся из гражданского оборота. "Стрелец-Мониторинг" - это не товар. Это комплекс МЧС, который министерство разработало для решения проблемы позднего вызова пожарных на соцобъекты. Оборудование было создано по поручению президента и правительственной комиссии. И ФАС об этом прекрасно известно, так как дело по "Стрельцу-Мониторингу" антимонопольная служба рассматривала еще в 2011 году", - прокомментировала представитель "Аргус-Спектр".

Напомним, внеплановая проверка в офисе ЗАО "Аргус-Спектр" была проведена Федеральной антимонопольной службой РФ 18 февраля 2013 года. Как теперь в ходе судебных разбирательств заявляет ФАС, поводом для проверки послужили сведения, полученные Псковским управлением ФАС, которое обнаружило признаки нарушения статей 11 (часть 2 - о запрете "вертикальных" соглашений между хозяйствующими субъектами). Также ФАС усматривает в способе распространения "Стрельца-Мониторинга" признаки сговора между МЧС и региональными дилерами "Аргус-Спектр". В частности, речь идет о деятельности юридических лиц по передаче подразделениям ФПС МЧС России радиоэлектронной системы на основании договоров благотворительности.

Однако в запрашиваемой ФАС у "Аргус-Спектр" информации говорится о технических параметрах производимой заводом по государственному контракту с МЧС программно-аппаратного комплекса "Стрелец-Мониторинг", который спасатели разработали самостоятельно и приняли на снабжение как оборудование для автоматического оповещения о пожаре без участия персонала объектов защиты и каких-либо посредников.

Истец уверяет, что комплекс является уникальной разработкой, аналогов не имеет, а его работа не требует участия посредника по передаче сигнала. С появлением "Стрельца-Мониторинга" автоматически отпадает необходимость в посредниках, что не устраивает, коммерческие структуры, которые незаконно зарабатывают на посредничестве. В ходе судебного заседания ЗАО "Аргус-Спектр" поинтересовалось, с какой целью ФАС запрашивал сведения о ПАК "Стрелец-Мониторинг", в частности о возможных способах подключения посредников к системе ПАК "Стрелец-Мониторинг". Представители ФАС объяснили причину проверки необходимостью определения товарных границ рынка.