"Разгромом" назвала ситуацию в Российском институте истории искусств (Зубовском) бывший директор РИИИ Татьяна Клявина. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 14 ноября, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге научные сотрудники института, которым предстоит увольнение, высказали свою позицию и выразили недоверие министру культуры Владимиру Мединскому.

Из учреждения уже уволено свыше 30 человек, подано 4 судебных иска на незаконные выговоры и увольнения. "Если в институте останется 30 научных сотрудников - это уже не РИИИ, - считает Клявина. - Музыковеда надо растить 20 лет, уходят люди, которые могли бы еще работать долгие годы, не уверена, что выпускники Института культуры станут в короткий срок полноценными научными сотрудниками РИИИ".

Клявина опасается за сохранность коллекций Зубовского института - кабинета рукописей, кинокабинета, где сосредоточены уникальные архивы, - хранитель Анатолий Засухин также увольняется. В РИИИ сосредоточен уникальный архив Аркадия Райкина, который пока на баланс института не принят и может быть просто вывезен. Библиотека РИИИ занимает около трети здания - 500 тысяч единиц хранения. "Она сейчас в идеальном состоянии", - сказала Клявина.

Андрей Кириллов - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора театра, уволенный "за неоднократное нарушение трудовой дисциплины", книги которого издаются в разных странах мира, говорит, что "мозг, душа и сердце Зубовского" - ученый совет - не собирался с лета, парализована научная жизнь РИИИ. Но, как отмечает Кириллов, в институте в принципе "нерабочая ситуация с лета". Он уверен, что Зубовский институт превращается в "режимное предприятие".

С 12 сентября профком Зубовского просит администрацию составить новый коллективный договор, но вот и сама профсоюзный лидер Джамиля Кумукова - кандидат "на вылет".

Аспирантка Сусанна Филиппова, которая также в списке уволенных, рассказала, что последняя защита в РИИИ была в июле. Сейчас те аспиранты, у которых диссертации готовы, собираются в другие институты.

Доктор искусствоведения, профессор, член диссертационного совета РИИИ, не сотрудник института Вадим Максимов напомнил, что вся российская история искусств вышла из Зубовского - школа формализма, структуралисты и т.д. Абсурдны увольнения ученых "за прогулы" - это все равно, что судить Бродского "за стихи". Зубовский институт по значению для России не меньше, чем Эрмитаж, только нет в нем массовости, которая в качественной науке не нужна.

Максимов напомнил, что, сидя за столом, невозможно заниматься искусствознанием, для этого нужны архивы, библиотеки, театры. Нет такого критерия научности, как "отсиживание в кабинетах". "Что должно произойти, чтобы прекратился этот абсурд?" - вопрос Максимова повис в воздухе. Сотрудники Зубовского говорят, что все их письма - президенту, премьеру попадают в Минкульт, откуда идут отписки - "Институт сохранится, здание останется".

Исполняющая обязанности директора РИИИ Ольга Кох не пришла на пресс-конференцию, хотя была приглашена, ситуацию в Зубовском она объясняет "оптимизацией кадров".