Краткосрочный оптимизм и долгосрочный пессимизм: к прогнозам экономик Евросоюза и России
Москва, 12 ноября, 2013, 17:54 — ИА Регнум. 5 ноября 2013 года еврокомиссар по финансам
Рен сообщил, что по расчетам Еврокомиссии, все 28 государств Евросоюза в 2015 году добьются роста экономики. Даже Греция в 2014 году после непрерывного шестилетнего падения обещает дать рост в 0,6%. Еврокомиссия утверждает, что в 2014 году только Кипр и Словения будут единственными странами Евросоюза, находящимися в рецессии.
Еврокомиссар Рен сообщил, что восстановление Европы в 2014 и 2015 годах будет идти рука об руку чуть с большим, чем ожидалось, оживлением растущих рыночных экономик Китая, Индии и Бразилии. О России в этой связи не упоминалось.
Однако оптимистическому прогнозу, заявленному еврокомиссаром Реном, противоречат новые сведения о состоянии суверенных долгов государств-членов ЕС. Еврокомиссия вынуждена была признать, что вторая волна финансового кризиса в Европе привела к их росту до 90% к ВВП в целом по Евросоюзу и 96% в Еврозоне. Суверенный долг Греции в 2013 году достиг своего рекордного пика - 176% к ВВП. В 2014 году ожидается его снижение на ничтожные 0,3%, а в 2015 году - на 5%. Очевидно, что при нынешних рецептах, прописанных Греции, решения ее суверенного долга нет. В целом, по Евросоюзу политика бюджетной экономии дала эффект так, что показатель бюджетного дефицита в среднем по Европе составил в 2013 году 3,5%. В 2014 году его собираются довести до согласованного европактом уровня в 3%. Оптимистическую картину портят существенные частности - во Франции в 2013 году не удалось достичь договоренного ранее уровня бюджетного дефицита. Франция по всем направлениям все глубже погружается в рецессию. По соседству с ней Германия в первую половину 2013 года, имея сбалансированный бюджет, добилась существенного профицита бюджета, равного €8,5 млрд. Ядро Еврозоны - тандем Германия-Франция демонстрирует несбалансированность. Немецкие промышленные заказы в 2013 году увеличились, лишь подчеркивая неравномерность общеевропейского восстановления. В растущей своей части промышленные заказы в Германии ориентируются на внешние по отношению к Европе рынки. Юг Еврозоны также демонстрирует дисбаланс в 2013 году. Деловая активность понизилась в Италии. По соседству Испания демонстрирует некоторое оживление. ЕЦБ пытается стимулировать экономический рост принятием самых низких за всю его историю процентных ставок - меньше уже быть не может. Между тем, инфляция находится на рекордно низком уровне в ЕС в первые два квартала 2013 года.
О том, что говорить о восстановлении в Европе еще рано, свидетельствует и статистика безработицы. В 2013 году она осталась на уровне предшествующего года. В 2014 году нам обещают ее сокращение с нынешнего рекордного уровня в 12,2% до 11,8%, что, в целом, не принципиально для общего состояния дел по этому направлению.
Так уже получилось, но публикация макроэкономического состояния дел и прогноза в Евросоюзе совпали по времени с аналогичной публикацией в России. 7 ноября 2013 года
Понижение краткосрочного прогноза дает в Минэкономразвитии повод для коррекции в долгосрочной перспективе, хотя никто в этом учреждении не берется учитывать последствий новой фазы глобального кризиса. Долгосрочный прогноз исходит из уверенности, что чистый приток капитала в частный сектор экономики России в предстоящие 17 лет не будет расти. На брифинге для журналистов глава Минэкономразвития
Согласно собственных оценок Мирового банка, российская экономика подошла близко к пределам своих возможностей. Текущие проблемы в российской экономике носят не финансовый, а структурный характер. Зарубежные эксперты с готовностью стали задавать вопрос: "Не свидетельствует ли стагнирующая экономика России о необходимости структурных реформ"? Без значимых структурных реформ низкий уровень национального долга и большие валютные резервы позволяют гарантировать минимальный уровень социальной и политической стабильности в течение нескольких лет в будущем. Однако под "структурными реформами", в первую очередь, понимают политические процессы, обеспечивающие трансформацию нынешнего российского режима.
Financial Times в своем комментарии к выступлению Минэкономразвития сразу же сделала вывод, что экономическая модель, на которой основывается правление Путина, рассыпается. "С 2000 года и до финансового кризиса в 2008 году, экспорт нефти и газа пополнял государственную казну, однако сегодня инфраструктура изношена, а инвестиции, необходимые для ее модернизации, поступают недостаточно быстро", - отмечено в Financial Times. Сторонники либеральных экономических реформ в России полагают, что причиной замедления темпов роста является неспособность Москвы улучшить инвестиционный климат и дать больше свободы частному сектору.
Не трудно заметить, что основное отличие текущего европейского экономического прогноза от российского заключается в том, что первый, т. е. европейский, концентрируется на краткосрочной перспективе, при этом внушая оптимизм, а второй, российский - на долгосрочной перспективе. Российский прогноз пессимистичен. При этом временные рамки прогноза Минэкономразвития в современных кризисных условиях выходят за пределы разумного. Минэкономразвития со своим долгосрочным прогнозом уподобляется со знаком наоборот принятой в 1961 году Третьей программе