В целях повышения безопасности на транспорте Министерство транспорта совместно с представителями перевозчиков разработало законопроект, который позволит приблизить уровень контроля на железнодорожном и автомобильном транспорте к авиационному. Об этом на пресс-конференции 6 ноября заявил и.о. директора департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ Владимир Морозов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, главным нововведением станет право перевозчиков на осуществление досмотра пассажиров и грузов в целях безопасности. Это означает, что любой оператор, реализующий автомобильные или железнодорожные перевозки, сможет создать в своей структуре подразделение, отвечающее за безопасность, сотрудники которого будут иметь право на первичный, повторный и дополнительный досмотр, а также на ношение оружия и применение физической силы. Все они пройдут специальное обучение и получат соответствующие лицензии. Досмотр пассажиров и грузов будет вестись выборочно, чтобы не блокировать работу транспортных объектов, отметил чиновник.

Это не значит, что полиция уйдет с транспортных объектов, подчеркнул представитель ГУ на транспорте МВД России Антон Березкин. Полномочия служб безопасности перевозчиков и транспортной полиции будут разграничены во избежание дублирования.

Кроме того, автомобильные и железнодорожные вокзалы будут оборудованы системами обнаружения взрывчатых веществ, металлоискателями, видеокамерами и другой техникой, призванной обеспечить безопасность пассажиров. При этом все оснащение пройдет сертификацию, что позволить ввести единые стандарты безопасности. В соответствии с действующим законодательством, техника, закупаемая за государственный счет, будет продукцией отечественного производства, сообщил Владимир Морозов.

По мнению первого заместителя председателя комитета по безопасности Союза транспортников России Юрия Нагерняка, набор персонала и закупка техники потребует от перевозчиков значительных затрат. Только ОАО "РЖД" (по подсчетам самой компании) должно будет потратить не менее 4 трлн рублей (для сравнения: годовой бюджет РФ составляет 14 трлн рублей). Однако он считает что, финансирование мероприятий по безопасности может вестись из различных источников, например, из муниципальных бюджетов, но перевозчикам все равно придется задействовать часть своей прибыли на эти цели. Приходя на рынок, отметил эксперт, перевозчики должны сознавать особенности данного бизнеса и необходимость обеспечения безопасности. Тем более что по рискам террористических актов Россия находится на 4 месте в мире после Ливии, Сирии и Ирака.

Участники конференции отметили, что в новом законопроекте речь идет исключительно о коммерческом транспорте - автобусах, поездах, метрополитенах, скоростных трамваях. Личный автотранспорт граждан под действие документа не подпадает.

Напомним, в настоящее время основным нормативным актом, регулирующим порядок обеспечения безопасности на транспортных объектах, является федеральный закон 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года. Новый документ недавно прошел первое чтение в Государственной думе. Его разработчики рассчитывают, что до конца осенней сессии парламент рассмотрит его во втором и третьем чтении. После вступления документа в силу для каждого вида транспорта будут составлены списки запрещённых к перевозке веществ и предметов.