Градоначальник столицы Латвии Нил Ушаков дал интервью газете "Бизнес & Балтия", в ходе которого высказался по ряду проблем, имеющих в настоящее время место в городе и государстве. "Для самоуправлений главной задачей является приведение в порядок, насколько это возможно, городской среды", - говорится в интервью. В это понятие входит и безопасность, которая определяется и тем, как тщательно муниципальная полиция патрулирует улицы и поддерживает общественный порядок. Для того, чтобы в город пришли инвестиции, бизнесмен должен чувствовать себя комфортно, подчеркнул мэр и добавил, что в Старой Риге эти условия соблюдаются.

Кроме того, по словам Ушакова, необходима реклама, чтобы город и страну знали в мире. "Со своей стороны Рижская дума участвует в проекте Live Riga по популяризации образа латвийской столицы за рубежом", - сообщил он и отметил, что власти города начинали работать в этом направлении еще в 2009 году. "Учитывая, что это было время кризиса, остальному миру подавался сигнал: у нас не все так плохо. Раз Рига приглашает гостей, это означает, что она живет", - подчеркнул мэр.

По мнению главы Риги, самоуправление может, пользуясь своим авторитетом, способствовать и продвижению продукции экспортеров на рынки третьих стран. В рамках Европейского союза с его открытыми границами и общими правилами игры особо помочь предпринимателям в этом смысле городские власти не могут, считает он. "Иное дело та же Россия, где вначале надо создать положительный образ страны, чтобы продукция из нее покупалась. Этим и занимается Рижская дума, активно сотрудничая с регионами Российской Федерации. И на фоне этого благоприятного политического фона заключаются бизнес-контракты. Удается предпринимателям это совершить - честь им и хвала. Можно привести в пример наш проект "Рижский дворик". В Москве и Подмосковье уже более чем в 20 супермаркетах работают специализированные стенды, реализующие более 300 наименований продуктов питания, произведенных в Латвии. Тем самым наши товары познаются российским потребителем, что, безусловно, способствует дальнейшему росту нашего экспорта", - отметил Ушаков.

Мэр Риги подчеркнул, что "перечисленные примеры относятся только к косвенной поддержке бизнеса": "Возможностей помогать ему напрямую, путем предоставления налоговых льгот или иных преференций, у самоуправлений немного. Они могут оперировать только скидками по налогу на недвижимость. Но эти 0,5% скидки означают символическую поддержку". "Учитывая же происходившее все эти годы в социальной сфере, когда резко возросло число людей, проживающих за чертой бедности, и льготы по налогу на недвижимость предоставляются преимущественно по социальному признаку, к примеру, многодетным семьям. В следующем году скидка будет предоставляться на утепленные дома, что тоже является косвенной формой стимулирования инвестиций. Но главной целью этой меры должно стать побуждение владельцев квартир реновировать свои многоэтажки. Еще одной программой является создание индустриальных парков. Под будущие промышленные зоны в столице отведут улицу Гранита, а также луга Спилвес и участок Виенибас гатве на границе города. Эти территории будут облагораживаться, к ним станут подводиться инженерные коммуникации, дороги. А затем все эти объекты могут предлагаться инвесторам под коммерческую застройку. Причем целевой аудиторией станут представители малого и среднего бизнеса. Приоритет получат предприятия, не требующие больших помещений, но производящие продукцию с высокой прибавочной стоимостью. Проект мы планируем реализовать за период работы думы нынешнего созыва", - говорится в интервью.

Как пожаловался Ушаков, "на уровне государства власть плохо понимает специфику самоуправлений как таковую. В существующей законодательной рамке муниципалитеты заинтересованы в привлечении инвестиций... ну так, постольку, поскольку. Потому что получается палка о двух концах. С одной стороны, любая инвестиция это, скорее всего, производство, то есть обсуждение с жителями и т.д. А они никогда не хотят. Им не нужны ни терминалы, ни заводы. Они боятся воздействия на среду, что, в принципе, логично. В этой ситуации любое самоуправление, и рижское, и нерижское, чтобы не дискутировать со своими жителями и избирателями, всегда задумается: а может быть, и не стоит ввязываться? Ведь не поймут, возмутятся и т.д. Вторая проблема - это нынешняя налоговая система, в которой главным наполнителем городских и краевых бюджетов является подоходный налог с человека. Причем получает его не тот муниципалитет, где он работает, а тот, где он живет. Это тоже не стимулирует. Получается, выгоднее собрать у себя жителей, которые на территории самоуправления только по ночам спят. Построить для них два садика, школу, дом культуры, которые можно оборудовать по полной программе - и все. Мне не нужно здесь ничего. Зачем морочить себе и людям голову какими-то производствами? Пускай он лучше где-нибудь, в Риге, скажем, работает, налоги-то все равно приходят сюда. Конечно, когда действуют производства, в местной экономике крутятся деньги, повышается экономическая активность, меньше жителей обращаются за получением социальной помощи. Но все это только опосредованно влияет на местный бюджет, прямых поступлений от этого нет. И когда краевые власти поставлены перед выбором, на какие цели лучше направлять деньги налогоплательщиков: строительство детского сада, ремонт дороги или создание индустриального парка, то, скорее всего, депутаты самоуправления проголосуют не в пользу бизнеса. Рано или поздно, но эту систему придется менять. На местный уровень стоит отдать перечисление части налогов, связанных с экономической активностью, к примеру, подоходного налога с предприятий или какой-то доли от НДС. Это стало бы прямым стимулом самоуправлениям бороться не за ночующих у себя людей, а за открытие на своей территории новых предприятий. В итоге происходил бы не передел тех немногих денег, которые поступают в распоряжение краевых или городских дум, а расширялась бы налоговая база за счет развития экономики. Вот мы привозим в Ригу туристов. В этом году их уже будет 1,7 млн. человек. Считается, что каждый гость оставляет в стране около 500 евро за одну поездку. Но пополнение столичного бюджета от этих визитов минимальное. Вот если бы мы получали еще и часть НДС, то у нас была бы возможность в три раза активнее рекламировать Ригу в мире и привлечь еще больше гостей. К сожалению, правительство не слушает самоуправления страны в целом и Рижскую думу в частности. Ему очень выгодно, что Рига на данный момент является абсолютным донором в масштабах государства. Если сложить, сколько было отдано в Фонд выравнивания за прошедшие четыре года, то получится несколько миллиардов латов, плюс около 120 миллионов латов ушли правительству. Такое положение государственную власть устраивает. В будущем году наши платежи наверняка будут еще больше, ведь доходы растут. Конечно, есть депрессивные края, где вся занятость ограничивается думой, социальной службой и библиотекой. Им надо помогать. Но весь вопрос в том, почему эта помощь в основном осуществляется за счет Риги".

Ушаков прокомментировал и вызвавшее шквал критики решение Рижской думы о введении дифференцированной платы за проезд в общественном транспорте: "Суть нововведения в том, что базовый тариф приравнивается к себестоимости услуги, чтобы была полностью понятна экономика перевозчика - предприятия "Рижское сообщение". А все остальные виды тарифов являются формой социальной поддержки. У нас бесплатно ездят неработающие пенсионеры-рижане, учащиеся средних школ, инвалиды и т.д. - Рижская дума оплачивает транспортникам стоимость их проезда. И если у столичной власти имеется возможность предоставить 50-процентную скидку всем рижанам, она имеет на это право. В этой ситуации объединение "Единство", которое является главным инициатором всех ответных ходов, не ищет возможностей, как сделать проезд дешевле для нерижан. Ведь неправильно, когда жители столицы из своих налогов оплачивают льготы для остальных. Вместо этого наши оппоненты предлагают запретить властям столицы предоставлять скидки своим же жителям, то есть сделать и для рижан проезд дороже. Их действия абсолютно неправильные, существующее правовое регулирование позволяет самоуправлению предоставлять такие льготы. И даже если нам запретят это осуществлять на основании декларирования места жительства, то Рижская дума все равно найдет возможность сделать для своих избирателей стоимость проезда ниже себестоимости".

По словам Ушакова, кроме льготного проезда имеются и другие возможности для привлечения людей на жительство в Ригу: "Карта рижанина" будет наполняться содержанием в течение ближайших двух лет. Для нас образцом является "Карта жителя Сигулды", где с ее помощью можно получить скидку даже в некоторых местных магазинах. Следующим шагом в столице станет предоставление права на льготную парковку рижанам. Будем договариваться и об уменьшении расценок на медицинские услуги в Первой и Второй городских больницах и других лечебных учреждениях, которые принадлежат Рижскому самоуправлению. Мы хотим добиться того, чтобы быть декларированным в Риге было максимально выгодно".

Отметим, что за период после выхода Латвии из состава СССР в кресле градоначальника латвийской столицы побывали шесть человек. Однако, только действующий мэр Нил Ушаков стал первым, кто полностью отработал весь первый четырехлетний срок полномочий и был избран повторно.