С прошедшими в Грузии президентскими выборами и новым главой государства проблемы нацменьшинств этой страны никуда не денутся. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил армянский эксперт по вопросам Грузии, глава Центра политических и правовых исследований Джони Меликян, добавив, что действующие власти Грузии осознают наличие таких проблем, но они не занимают важного места в их политической повестке. Однако, по его словам, национальные меньшинства Грузии, в основном рассредоточенные в Самцхе-Джавахети (армяне) и Квемо-Картли (азербайджанцы) питают к действующим властям больше надежд, чем к предыдущим.

"Прежде всего отмечу, что прошедшие в Грузии выборы президента отметились очень низкой явкой - проголосовало около 45% населения. В Квемо-Картли, преимущественно населенном азербайджанцами, явка была на уровне 20%, это крайне низкий показатель. Вероятно, это обусловлено тем, что в Баку еще не до конца определились со своей позицией относительно новых властей Грузии и предпочли не вмешиваться в процесс. В итоге кто хотел пойти на выборы, тот пошел, политически пассивная часть населения сидела дома. В Самцхе-Джавахети явка тоже не была ахти какой высокой, но получше. Там более 60% избирателей поддержали действующую власть в надежде, что нынешнее руководство в большей степени способно эффективно заняться проблемами нацменьшинств", - отметил Меликян.

Как отметил собеседник, определенные объективные предпосылки для этого у, в частности, армянской общины Грузии, есть. "Во-первых, еще во время предвыборной гонки на парламентских выборах осенью 2012 года "Грузинская мечта" обещала улучшить социально-экономическую ситуацию в отдаленных районах, где, собственно, расположены компактные общины нацменьшинств. В этом направлении за год были отмечены некоторые подвижки, ситуация сдвинулась с мертвой точки - медстрахование, реформы в сельскохозяйственной сфере и пр. Кроме того, хотя команда Бидзины Иванишвили не стала полностью отказываться от схемы усиленного контроля силовиков над действиями населения, прессинга стало меньше, люди получили больше гражданских свобод, возможность собираться, изъявлять волю... Хотя здесь многое еще предстоит сделать, народ увидел, как власти начали исполнять обещания. Во-вторых, После президентских выборов политический накал в стране резко упал. Коалиция "Грузинская мечта" изначально разработала для себя программу минимум, а именно: отстранить от власти Михаила Саакашвили и его команду. Можно сказать, что она выполнена, поскольку парламентские и президентские выборы были выиграны коалиционерами, остались выборы в органы местного самоуправления, которые пройдут в следующем году. Но они, естественно, сильно уступают по своей значимости "старшим братьям". В течение избирательного цикла власти боялись ворошить наиболее острые вопросы, опасаясь нарваться на жесткую критику оппозиции - "Единого национального движения", которая в итоге могла сказаться на результатах выборов. Но сейчас этот этап позади, ЕНД получила 20%, а у грузинского руководства, фактически, развязаны руки. Это плюс, но не такой весомый, как хотелось бы", - уточнил Меликян.

Глава Центра политических и правовых исследований объясняет это шкалой политических приоритетов грузинского руководства. "Сейчас власти Грузии всерьез заняты экономикой, чистая политика их волнует сравнительно мало, тем более в той части, которая касается меньшинств. Я уже не говорю о том, что эти проблемы очень сложные. Например, ожидать решения вопроса с армянскими церквями, оказавшимися под контролем Грузинской православной церкви, в ближайшее время ожидать не стоит. Это в высшей степени щепетильный вопрос. С другой стороны, есть основания предполагать, что изменится ситуация с армянским языком. Дело в том, что после внесения изменений в закон "О государственном языке" национальные меньшинства выразили свою озабоченность. Причины для ужесточения законодательства в этой области действительно были: в Грузии частные случаи, когда местный чиновник не принимает заявления на грузинском языке, потому что просто не знает его. Но в виду недовольства, например, армянской общиной законодательными поправками, с целью сбалансировать политику в языковой сфере они могут пойти на уступки. Например, армянскому языку может быть придан статус регионального в Самцхе-Джавахети", - сказал собеседник.

Джонни Меликян обратил внимание на еще одно препятствие, стоящее на пути решения проблем армянской общины Грузии. "Этнические армяне, проживающие в Грузии, в высшей степени аполитичны. По моим оценкам, в этой стране проживает около 200 тыс. наших соотечественников, но зарегистрировано всего 60 армянских общественных организаций. По приблизительным подсчетам, всего в Грузии политически активны около 5 000 армян - смешная, мизерная цифра. Но это можно исправить, поскольку если прежние власти придерживались дискриминационных подходов относительно нацменьшинств, старались огородить их от политики, от участия в общественно-политической жизни страны, то преемники команды Иванишвили, так сказать, "ослабили гайки". Сейчас такие возможности появляются и, полагаю, местные армяне не преминут ими воспользоваться. Вдобавок отмечу, что сейчас Грузия активно занята в процессе евроинтеграции, а это известные обязательства, в том числе по вопросам нацменьшинств, прав человека, гражданских свобод и так далее. Если предыдущим властям был выдан карт-бланш (а это сделал печально известный президент США Дж. Буш младший), у "Грузинской мечты" такого карт-бланша нет. Полагаю, ситуация будет постепенно, но улучшаться", - резюмировал эксперт.