Местные наблюдатели - представители неправительственных организаций 26 октября дали заключительную оценку предвыборного периода в Грузии перед президентскими выборами 27 октября 2013 года.

В опубликованном ими отчете подчеркивается, что в результате парламентских выборов 1 октября 2012 года в Грузии впервые произошла мирная смена власти путем выборов, что стало значительным шагом вперед на пути развития страны. Период перед выборами 27 октября 2013 года, по оценке наблюдателей, в сравнении в предвыборным периодом 2012 года, проходил в более мирной обстановке, на фоне меньших нарушений.

В начале 2013 года была создана интерфракционная группа, которая сумела добиться внесения в избирательное законодательство значительных изменений. Эти изменения касались порядка финансирования политических партий, применения административных ресурсов, формирования списков избирателей. В то же время изменения не затронули порядок деятельности СМИ в предвыборный период, избирательную систему, избирательные споры, процедуры голосования и порядок формирования избирательных комиссий.

Главной проблемой перед выборами 2012 года было использование административных ресурсов. В ходе кампании 2013 года были зафиксированы отдельные факты использования административных ресурсов, но их было гораздо меньше, чем в прошлом году, отмечают авторы отчета. Использование административных ресурсов проявлялось в основном в участии в агитации государственных служащих, причем они участвовали в агитации как в пользу кандидата от правящей коалиции, так и от оппозиции (Давида Бакрадзе). По оценке НПО, этот факт может считаться новой тенденцией. До сих пор административные ресурсы использовались исключительно в пользу правящей партии ("Единого национального движения").

В предвыборный период (перед президентскими выборами 2013 года) не было зафиксировано ни одного факта задержания активистов оппозиционных партий по избирательным мотивам. Но в нескольких регионах активисты от "Единого национального движения" были вызваны на допрос, и в отношении нескольких глав районных администраций были возбуждены дела.

По оценке "Международного общества справедливых выборов и демократии", перед выборами 2013 года всего было зафиксировано до 60 фактов нарушений, тогда как перед выборами 2012 года их было до 300.

Сравнительно более плюралистичной в сравнении в предвыборным периодом 2012 года была и медиасреда, и для населения были доступны все СМИ, которые являлись носителями различной редакционной политики. Проблемы оставались на Общественном телевидении, которое из-за кризиса не смогло должным образом информировать население о предвыборной кампании.

В целом позитивно оценивается деятельность межведомственной комиссии по свободным и справедливым выборам, которая из ведения Совбеза перешла в подчинение министерства юстиции. В то же время отмечается, что представители ЕНД покинули комиссию за неделю до выборов, так как иногда на заседаниях комиссии со стороны ее председателя отмечался неконструктивный подход.

Служба государственного аудита в предвыборный период не проявляла активности, что породило у авторов отчета определенные вопросы в связи с ее деятельностью.

Политические партии в целом свободно проводили предвыборную кампанию, но в начале кампании определенные проблемы возникли у кандидата от ЕНД, встречи которого с избирателями пытались сорвать организованные группы граждан. Более независимой стала Центральная избирательная комиссия. Председатель ЦИК был избран на основе консенсуса со всеми сторонами, что существенно повлияло на работу комиссии.

Отчет составили "Ассоциация молодых юристов Грузии", "Международное общество справедливых выборов и демократии" и "Международная прозрачность - Грузия".