Наличие изъятий и ограничений во взаимной торговле стран Таможенного союза и ЕЭП, формирующих Евразийский союз, должно остаться в прошлом. Об этом 24 октября в Минске заявили Владимир Путин и Александр Лукашенко по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Главы государств "тройки" договорились двигаться к тому, чтобы полностью ликвидировать действующие изъятия и ограничения из общего режима Таможенного союза и Единого экономического пространства, - сказал Путин. - Это значит, что будут сняты все остающиеся барьеры на пути свободного обмена товарами, услугами, капиталом, технологиями и рабочей силой".

"Планируем также более плотно координировать вопросы занятости и развития инфраструктуры, включая создание евразийских транспортных и энергетических сетей. Большое внимание страны "тройки" уделяют вопросам создания общего рынка высокотехнологичной продукции, улучшения инвестиционного и делового климата, что должно прямо способствовать повышению эффективности наших национальных экономик", - сообщил президент России.

Оценивая правовое оформление развития интеграционного процесса, Путин сказал: "Завершается кодификация правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. В финальную стадию входит и процесс согласования текста договора о Евразийском экономическом союзе".

"Устойчивый рост неразрывно связан с развитием конкуренции. В связи с этим мы одобрили соответствующий модельный закон - он направлен на сближение правового регулирования в области конкурентной политики Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации", - проинформировал президент РФ.

"У нас есть общее понимание, что союз должен проводить сбалансированную макроэкономическую и бюджетную политику", - констатировал Путин.

Комментируя проблематику наличия изъятий и ограничений во взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана, Путин заявил: "Если эти изъятия мы из наших правил в рамках Таможенного союза будем убирать, то они должны быть убраны все".

"Во всяком случае, если мы должны двигаться по этому пути, то тоже сбалансировано и учитывая интересы друг друга, - добавил Путин. - Мы понимаем, что для наших партнёров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтепродуктами, с нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать".

"Мы рассчитываем на то, что и партнёры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны", - добавил Путин.

В свою очередь, Александр Лукашенко заявил: "Мы готовы работать сегодня без изъятий и ограничений".

"Да, это конкуренция. Да, это усиление конкуренции в отдельных секторах. Но если мы от своих партнеров требуем и просим, чтобы этих изъятий не было, то мы должны делать соответствующие шаги", - пояснил руководитель Белоруссии.

"В данном случае мы не будем требовать того, чтобы был некий промежуток времени адаптации по тем или иным вопросам, - добавил Лукашенко. - Поэтому я полагаю, что мы в сроки самые сжатые примем решение которое будет устраивать и Российскую Федерацию, и наших друзей в Казахстане, и белорусов".

Вечером 24 октября проблематику отмены изъятий и ограничений во взаимной торговле прокомментировал журналистам первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов. По его словам, Белоруссия готова подписать документы об отмене данных ограничительных мер, но не готов Казахстан. Он отметил, что официальный Минск интересует отмена Россией вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты: согласно договорённостям в рамках Таможенного союза, белорусская сторона уплачивает таковые при реэкспорте российской нефти и нефтепродуктов за пределы союза, а также при экспорте за пределы союза нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Однако Москва готова на отмену данных ограничений, сказал Шувалов, отметив: " Это означает, что с 1 января 2015 года для Белоруссии не будут применять экспортные пошлины".

Другое дело - Казахстан, отметил Шувалов: Астана настаивает на сохранении изъятий в сфере услуг, опасаясь неконкурентоспособности своих предприятий, т.к. российские банки и страховщики предлагают более привлекательные условия. Поэтому, сказал Шувалов, в случае с Казахстаном потребуется "значительный переходный период - как минимум несколько лет".

В целом, сообщил Шувалов, изъятия и ограничения будут проанализированы и к марту 2014 года главам государств будет представлен перечень изъятий и ограничений, а также план их отмены с указанием конкретных сроков. По словам Шувалова, действие ограничительных мер во взаимной торговле сохранится и с 1 января 2015 года, когда будет подписан договор о создании Евразийского союза. Изъятия и ограничения в Евразийском союзе Шувалов подразделил на две категории: те, которые "будут действовать всегда" и временные, по которым будет предложен график их отмены.

Как сообщало ИА REGNUM, руководство Белоруссии на протяжении многих лет добивалось возможности приобретать российскую нефть, нефтепродукты и природный газ по внутрироссийским ценам без ограничения в объёмах, что встречало противодействие правительства РФ. Бюджет России пополняется экспортными пошлинами при вывозе сырой нефти и нефтепродуктов в страны Евросоюза, где эти товары стоят кратно дороже. Потребности Белоруссии в российской нефти оцениваются в 6,5-7 млн т, однако республика ежегодно увеличивает закупки российской нефти не по "дружественным" ценам и продаёт произведённые из неё нефтепродукты с большой выгодой, уплачивая вывозную пошлину. Добываемую в Белоруссии "речицкую" нефть госконцерн "Белнефтехим" продаёт в ЕС в сыром виде. В 2013 году правительство Белоруссии добивалось поставок из РФ 23 млн т нефти. Торговые отношения Белоруссии и России также осложняют практики госпротекционизма с белорусской стороны и "тендеров по-белорусски", когда российские производители и трейдеры сталкиваются с административным противодействием поставкам российских товаров на белорусский рынок (например, сельхозтехники) в рамках реализуемой в Белоруссии политики "импортозамещения".