Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с руководителями СМИ стран СНГ, прошедшей 21 октября в Минске, отметил, что Армения "не сможет вступить в Таможенный союз ни в этом году и, может, даже не в следующем". В связи с данным заявлением, корреспондент ИА REGNUM попросил политолога Дениса Бердакова ответить на вопрос о том, сколько времени на эти цели потребуется Киргизии, также изъявившей желание вступить в ТС.

"Первоначально планировалось, что Киргизия присоединится к Таможенному союзу в 2015 году. Есть небольшое затягивание сроков, но в целом это осуществимо. Если будут затягивания, то возможно согласование затянется до 2016 года.

На сегодня одинаково возможны два противоположных процесса - резкое ускорение процессов интеграции в СНГ или замедление. Все зависит от того, какие элиты останутся у власти в ближайшие годы и как на их мотивацию повлияют общемировые тенденции и внешние геополитические игроки.

Основная сложность вступления Киргизии в Таможенный союз - это отсутствие местной элиты как большой более-менее единой группы, которая стратегически могла бы взять курс на развитие через уменьшение коррупции и оптимизацию государственного аппарата.

Стоит понимать что ТС - это механизм устранения барьеров для внутренних производителей: санитарного, таможенного, фитосанитарного контроля. И как мы видим на примере Белоруссии, в Таможенном союзе выигрывает та страна, которая внутри себя создает порядок, хорошие условия для бизнеса, способствует развитию наукоемкого и технологичного производства.

Также вступлению в ТС мешает отсутствие лабораторий для контроля качества. Большинство оборудования и технологий производства устарели. Требуется значительная модернизация, а это дополнительные расходы. Я не уверен в том, что сейчас все произведенные в Киргизии продукты соответствуют стандартам качества, принятым в организации.

В Киргизии сложилась ситуация, когда в стране почти нет собственного промышленного национального капитала. И поэтому всем тем, кто зарабатывает на реэкспорте, туризме и так далее, Таможенный союз, как они думают, не нужен.

Кто будет за это нести ответственность? Как всегда, скорее всего никто. Институт персональной ответственности вообще самое страшное, что можно придумать для современного чиновника в Киргизии, да и в СНГ тоже. С 90-х годов сложилась система почти полной безответственности власти перед народом. Это - системная проблема", - высказал мнение эксперт.