Финское архитектурное бюро JKMM Architects решением авторитетного жюри было названо победителем закрытого международного конкурса на создание концепции Музея уличного искусства в Санкт-Петербурге. Как сообщает сегодня, 22 октября, корреспондент ИА REGNUM, итоги конкурса были подведены накануне, а выставка всех проектов-участников отрыта для обозрения публики в выставочном зале "Потерна и каземат Государева бастиона" в Петропавловской крепости.

Конкурс проводили Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, журнал "Проект Балтия" и Музей стрит-арта, который расположен на территории действующего предприятия - Завода слоистых пластиков в отдаленном района Санкт-Петербурга на шоссе Революции.

Председатель совета директоров предприятия Дмитрий Зайцев решил создать на действующем предприятии самый большой музей стрит-арта в мире: "Новое уличное искусство имеет право иметь свой дом, но втиснуть его в узкие рамки нельзя, значит, надо предоставить ему такую площадку, где оно могло бы жить и развиваться".

Зайцев напомнил, что на территории, где будет развиваться музей, находится котельная, которую хотели снести, но "рука не поднялась, так она красива".

В конкурсе на создание концепции участвовали шесть архитектурных бюро из России и стран Балтийского региона: KOKO arhitektid (Эстония), "Витрувий и сыновья" (Россия-Петербург), "Поле-Дизайн" (Россия-Москва), JKMM Architects (Финляндия), Processofice (Литва), VROA Arcitects (Польша) - эти бюро достаточно молодые, но уже имеющие опыт создания интересных архитектурных пространств. Например, поляки превратили бывший нацистский ангар для самолетов в Музей современного искусства.

Территория, концепцию развития которой в музейное пространство надо было придумать архитекторам, расположена между шоссе Революции и Индустриальным проспектом. Но уже сейчас непосредственно в цехах завода слоистых пластиков зародился и развивается Музей стрит-арта - в цехах и на внешних стенах предприятия расположены 11 работ, а к 2015 году предполагается, что их будет около 100.

Минувшим летом один из известных уличных художников России Тимофей Радя (Екатеринбург) создал на бетонной стене высотой 10 метров манифест уличного художника. "Рабочие, идущие на обед, иногда замирают за чтением", - написал художник в своем блоге.

"Стена дома и стена комнаты - это одна и та же стена, одна нераздельная поверхность. Красивый дом - дом красивый с двух сторон, изнутри и снаружи.

Как человек красив, внутри и снаружи. Отношение внутреннего и внешнего мира - ключевой момент для уличного искусства. Временность - сильнейшая сторона уличного искусства. Эта слабость делает его живым, значит равным человеку, близким человеку. То, что ты делаешь на улице, видят все. Люди, с которыми тебе никогда не удастся поговорить, люди, которым никогда не удастся поговорить с тобой.

Даже те, кого ты никогда не встретишь.

Но однажды ты встречаешь такого человека и он говорит, что видел. Это удивительное чувство", - говорится в Манифесте художника.

Куратор музея Михаил Астахов рассказал корреспонденту ИА REGNUM, что еще предстоит перевести землю из промышленного назначения в общее пользование, а потом работать на основе победившей концепции над созданием собственно проекта. А также развивать стит-арт в других городах России - Воронеже, Екатеринбурге, Омске, где работают интересные и сильные художники.

Участникам по условиям конкурса предлагалось непременно сохранить дух места - его индустриальность. Все архитектурные бюро выступали анонимно под девизами, так что предвзятости со стороны авторитетного жюри быть не могло.

Архитекторы выполнили условие - индустриальность странного места была сохранена, доминанта - заводская труба - у всех стала центром притяжения. Все предлагали идеи разнообразных выставочных, творческих и зеленых пространств, мастерских художников, променады и т.д.

Жюри выбрало проект под девизом "Маяк" - это оказалась работа финского бюро JKMM Architects. "Бережное, но очень серьезное и решительное вторжение в пространство, интересная световая доминанта (труба, ставшая маяком - Прим. ИА REGNUM), возможность дальнейшего развития этой площадки", - этим, по словам одного из членов жюри Петера Нойвера, покорили финны.

Жюри, кстати, собралось весьма компетентное - обладатель архитектурного "Золотого Льва" за вклад в развитие мировой архитектуры француженка Одиль Дек, сам Петер Нойвер, четверть века возглавлявший Венский музей прикладного искусства МАК, основатель Центра искусства и архитектуры МАК в Лос-Анджелесе, председатель и заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Смольного Олег Рыбин и Юрий Митюрев, основатель и руководитель берлинского ландшафтного бюро ТОРОТЕК 1 Мартин Рейн-Кано, а также уже упоминавшиеся Дмитрий Зайцев и Тимофей Радя.

По словам Дмитрия Зайцева, бюджет будущего музея зависит от архитектурного решения, средства будут искать сами.

"Искренность - сильнейший инструмент, требующий особого рода ответственности и правил. Невозможно иногда быть искренним, а иногда не очень, займись тогда другим делом.

В искренности есть что-то невозвратное, загоревшись, она уже не может угаснуть, она не уходит по твоей воле.

Если идея родилась - ты не можешь от нее отказываться", - из Манифеста Тимофея Ради на стене Завода слоистых пластиков.

"Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех".

Владимир Маяковский, Давид Бурлюк "Газета футуристов", 15 марта 1918 года.

Галина Артеменко