Поднятая в постсоветской Прибалтике идея коллективной ответственности наций с возможной выплатой многомиллиардных репараций за исторические прегрешения прошлого с успехом шагает по планете. 20 октября 2013 года стало известно, что группа из четырнадцати государств Карибского моря обсуждает проблему репараций за вред, нанесенный этим странам работорговлей чернокожими в ХVII-ХIХ веках. Познав "чувство несправедливости", страны планируют составить перечень причиненного за три века ущерба, а потом они намерены требовать сначала извинений, а далее и возмещения ущерба со стороны бывших колониальных держав Англии, Франции и Нидерландов. Не совсем понятно, почему в списке отсутствуют США, работорговцы которых активно занимались торговлей неграми даже после 1807 года - запрета работорговли британским парламентом и чуть позднее приравнивания державами работорговли к пиратству. Кроме того, претензии опять же почему-то не предъявляются еще Испании и Португалии, активно участвовавшим в трансатлантической работорговле. В случае с Испанией - прямо в Карибский бассейн. Португальские работорговцы, например, до последнего момента занимались в ХIХ веке продажей живого товара на Африканском континенте и погрузкой его на корабли. Только в Бразилию с 1830 по 1856 год по преимуществу португальские работорговцы доставили 760 тысяч невольников.

"Пострадавшие от работорговли" страны собираются нанять для работы над исками юридические фирмы Великобритании - те самые, которые недавно помогли Кении получить компенсации для кенийцев, подвергавшихся в 1950-х годах пыткам во время британского колониального господства. Привлеченная карибскими государствами юридическая контора Martyn Day собирается уже в следующем году вынести вопрос на рассмотрение Международного суда в Гааге - судебной инстанции, которая выносит решения по правовым спорам между государствами.

Юристы уже вспомнили внушающий надежду прецедент: Британия один раз в прошлом выплатила компенсацию за отмену работорговли, но рабовладельцам, а не их жертвам. Этот прецедент может стать юридическим случаям для требования компенсации жертвам работорговли. При подобном варианте речь может идти либо о потомках черных рабов, либо о нациях, коллективно представляющих их интересы. Последний вариант, по-видимому, и считается привлекательным для заинтересованных стран Карибского бассейна.

А начиналось дело так. В 2006 году премьер-министр Великобритании Тони Блэр выразил "глубокое сожаление" по поводу рабовладельческого прошлого своей страны. С аналогичным заявлением примерно тогда же выступил голландский министр социальных дел Лодевийк Ашер. Французский президент Николя Саркози вспоминал о "ранах колониализма", когда предлагал в 2010 году помощь пострадавшему от землетрясения Гаити - до 1804 года колонии Франции. Однако одних разговоров и заявлений, по мнению карибцев, мало. Им нужны официальные извинения и финансовые компенсации. Отметим, что до такой идеи даже папа Док - диктатор Гаити Франсуа Дювалье додуматься не смог. Мысль пришла на ум демократически избираемым президентам и премьерам карибских стран. Популярная во всем мире компьютерная игра "Тропико" явно нуждается в дополнении в разделе "возможностей" для "счастья".

Власти карибских стран утверждают, что их жестокое прошлое продолжается и в наши дни для того, чтобы "поработить их сегодня". В июле этого года премьер-министр Антигуа и Барбуда Болдуин Спенсер заявил: "Наш постоянный поиск и борьба за ресурсы развития напрямую связаны с исторической неспособностью нашей страны накопить богатства от усилий наших народов во время рабства и колониализма". Репарации, по его мнению, должны быть направлены на устранение ущерба, нанесенного рабством и расизмом. Некоторые страны Карибского бассейна уже начали расчет долговременного ущерба, который они понесли, начиная от задержки образовательных и экономических возможностей до диеты населения и проблем со здоровьем.

Что касается официальных извинений, ставших столь модными в нашу эпоху, то при ближайшем рассмотрении с ними не все так просто, как хотелось бы некоторым. Попросив прощения у евреев, канцлер Германии Вилли Брандт в 1970 году встал на колени в бывшем Варшавском гетто, а Германия исправно выплачивает Израилю компенсацию за Холокост. Но вот Турцию никак нельзя подвигнуть в этом вопросе в связи с Геноцидом армян в Османской империи в годы Первой мировой войны. И потом, например, французский президент Жак Ширак принес извинения евреям за преступления против них при правительстве Виши во Франции. А вот нынешний президент Франции Франсуа Олланд после того, как в прошлом году признал подавление французами восстания Алжира "жестоким и несправедливым", извиняться перед Алжиром и алжирцами не стал.

Правовое поле, по мнению экспертов, не внушает пока оптимизма для успеха иска карибских стран. Нидерланды и Великобритания признают юрисдикцию международного суда в Гааге. Однако Великобритания ограничивается сороколетним отрезком времени и исключает из рассмотрения споры, связанные с событиями, возникшими до 1974 года. Усилия потомков афроамериканских рабов в США получить какие-либо компенсации за рабский труд предков до сих пор не получили признания и не увенчались успехом в американских судах.

Однако в 1833 году британский парламент постановил выплатить £20 млн. в качестве компенсации бывшим рабовладельцам - большие деньги в то время, примерно 40% расходной части бюджета британского правительства. По подсчетам историка Ника Драппера, эта сумма эквивалентна нынешним $21 млрд. Среди получателей компенсаций за утрату живой собственности оказались и предки Грэма Грина, и Джорджа Оруэлла, и даже по одной боковой линии нынешнего премьера Дэвида Кэмерона. Прецедент может требовать "справедливости" и для бывших рабов или наций, в состав которых вошли их потомки.

Эксперты по международному праву уже заранее начинают ломать голову pro et contra относительно гипотетического карибского иска бывшим колониальным державам. Одни указывают на то, что страны Карибского бассейна уже получают частичную компенсацию через финансирование программ Банка реконструкции и развития. Британский юрист доктор О'Киф полагает, что "возмещение может быть присуждено только за то, что было международно-противоправным, когда это было совершено. И рабство, и работорговля не были международно-противоправными, когда колониальные державы практиковали их". Однако исторические претензии могут быть решены политически. Юристы, работающие на страны Карибского бассейна, уже намекают, что проблема может быть урегулирована путем двусторонних переговоров.

Считается, что только британскими работорговцами на британских судах из Африки в Америку было перевезено более трех миллионов чернокожих рабов. По оценкам историков, в викторианскую эпоху источником богатства одной пятой или одной шестой состоятельных британцев была работорговля, практиковавшаяся в предшествующие эпохи. При этом для использования работорговли, как наживы, необязательно было прямо участвовать в ней. Достаточно было, например, состоять в соответствующих компаниях, вкладывая капиталы в работорговлю и получая дивиденды с них.

Вопрос о возможном иске карибских наций обсуждался на заседании правительства Великобритании. Британские министры выразили опасения, что случай может стать прецедентом для претензий по разным случаям других бывших колоний британской короны. В 2007 году на двухсотую годовщину запрещения работорговли в Великобритании нынешний министр иностранных дел Хэйг в своей речи, посвященной этому событию, сказал: "Продажа мужчин, женщин и детей проводилась законно от имени нашей страны в таких огромных масштабах, что она стала большим и прибыльным коммерческим предприятием". Теперь же, оказавшись на посту главы Форин офиса, Хэйг выступает против компенсаций экс-колониям. В официальном заявлении его ведомства по случаю говорится, что в то время как Британия "осуждает рабство" и стремится к устранению его там, где оно все еще существует", "мы не видим репарации в качестве ответа". В США смеются. Получается, что Хэйг признает ущерб, нанесенный британской работорговлей и системой рабовладения, но раскошеливаться для его компенсации он не желает.