Развивается скандал между художником Михаилом Шемякиным и Мариинским театром по поводу выплаты гонорара за оформление в 2006 году одноактных балетов ("Метафизика" Сергея Прокофьева, "Кроткая" Сергея Рахманинова и "Весна священная" Игоря Стравинского). Как уже сообщало ИА REGNUM, впервые "разборки" стали достоянием широкой публики после заявления Шемякина в эфире радио "Эхо Москвы" 20 августа. Сегодня, 18 октября, тему продолжает газета "Известия".

"Юрист Мариинского театра Елена Мочалова на днях передала мне слова Гергиева: "Шемякин ничего не получит". Я ответил ей: "До встречи в суде". Сейчас я готовлю документацию для двух моих адвокатов: российского и американского. Второй - это знаменитый американский юрист, работавший с Джеффри Кунсом и другими охламонами, включая меня. Я начинаю официальный процесс, потому что это уже перехлестнуло через край", - сказал Михаил Шемякин "Известиям".

В пресс-службе Мариинки газете заявили следующее: "Окончательное решение по гонорару Шемякина еще не принято. В настоящий момент все спорные вопросы, связанные с М.М.Шемякиным, поручены для рассмотрения первому заместителю художественного руководителя-директора Мариинского театра Ю.А.Шварцкопфу. Только он уполномочен высказываться по этому поводу. Ситуация рассматривается подробнейшим образом, о результатах Михаилу Михайловичу будет сообщено".

Валерий Гергиев ранее отмечал, что считает балетный триптих Шемякина неудачей как самого художника, так и Мариинского театра.

"Пресса разнесла хореографию Донвены Пандурски, но я не отвечаю за хореографию - какого хореографа мне дали, с тем и работаю, - парировал Михаил Шемякин. - Я предлагал Гергиеву сменить балетмейстера и сделать новый спектакль с теми же декорациями. Он соглашался, но ничего не происходило.

По словам Шемякина, финансовый конфликт возник из-за того, что он и Гергиев, будучи друзьями, всегда подписывали контракты постфактум.

- Мы с Валерой дружили, он иногда останавливался у меня, ночевал, - вспоминает Шемякин. - Когда я спрашивал про контракт, он отвечал: "Мишка, о чем мы говорим, потом, потом, завтра подпишу". Я ждал завтра, ждал год, два, пять, семь. По словам художника, вместо гонорара худрук Мариинки предложил ему забрать декорации и костюмы, но с тем условием, что они никогда не появятся ни в одном другом театре. Шемякин счел это условие неприемлемым, пояснив, что ему "просто негде выставлять 20-метровые декорации".

Как пишет газета, "Михаил Шемякин отмечает, что его отношения с самым известным российским дирижером резко ухудшились после того, как он выступил с критикой проекта Новой сцены Мариинского театра".

- Я открыто высказался против Мариинки-2, - напомнил "Известиям" Шемякин. - Считаю, что на этом месте вообще ничего не должно быть. Да, Валера мне друг, но Петербург дороже. После этого он на меня кричал: "Я тебя уволю". Забыл о том, что я не работаю у него в театре.

Газета напоминает, что Михаил Шемякин выполнил художественное оформление трех балетных спектаклей Мариинского театра. Самым успешным был первый опыт сотрудничества Шемякина и Гергиева - "Щелкунчик" 2001 года в хореографии Кирилла Симонова. В 2005-м художник поставил "приквел" к балету Чайковского - "Волшебный орех" с музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски. Через год Пандурски стала хореографом последнего проекта Шемякина в Мариинке - вечера одноактных балетов.

"Вскоре после премьеры Валерий Гергиев снял шемякинский триптих одноактных балетов с репертуара. Остальные два спектакля пока числятся в списке "действующих", но в сезоне-2013/14 ни один из них, согласно данным официального сайта Мариинского театра, не увидит сцены".