Законопроект об ответственности властей в сфере межнациональных отношений, одобренный Советом Федерации РФ, вызвал неоднозначную реакцию у экспертов из Казани. Корреспондент ИА REGNUM поинтересовался, насколько актуален законопроект для республики и будет ли он работать.

"В Татарстане уже сложился отлаженный политический механизм, поэтому вряд ли данный законопроект как-то сильно повлияет на ситуацию в регионе, - считает завкафедрой конфликтологии филфака КФУ профессор Андрей Большаков. - Хотя он видится актуальным, исходя из того, что обычно недовольные жители предъявляют требования именно к администрации района, префекту или мэру. В таком случае снятие с поста градоначальника может и в самом деле снизить напряженность и изменить конфликтный ландшафт. Эти рычаги воздействия могут быть действенными. Законопроект готовился заранее, однако сложилось так, что его обсуждение совпало с резонансными межэтническими столкновениями в Бирюлево".

Председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов считает законопроект полумерой: "Не совсем правильно все вешать на одного человека, ведь властью допущена системная ошибка в национальной политике, а значит, отвечать обязана вся вертикаль власти вплоть до президента. В других странах после народных волнений и забастовок правительства уходят в отставку. Тем не менее, здравый смысл в идее законопроекта имеется. Вполне логично, что на местах главы территориальных образований должны вести работу с населением, контролировать социальную напряженность, грамотно регулировать межэтнические конфликты, не позволяя им вылиться в бунты.

Что касается Татарстана, то у нас межэтнические конфликты не настолько вопиющи, как в той же Москве или Петербурге, где приезжие режут людей и где оскверняются храмы. В республике примерно в равных частях представлены два этноса, которые держат в тонусе национальную политику. Однако это никак не заслуга местных властей. Вспомнить хотя бы тот же случай с главой Муслюмовского района Ришатом Хабиповым, который позволил себе оскорбительные высказывания в адрес русской пенсионерки-погорелицы Надежды Чекашкиной. Если бы тогда его сняли с поста, это было бы уроком всем этнократам в Татарстане. Тем не менее, есть и положительные случаи, например, когда в Нурлате после столкновений с участием приезжих уволили главу района и руководителей местной полиции, которая частично слилась с криминалитетом".

"Очевидно, что законопроект злободневный, - уверен профессор-политолог КНИТУ Сергей Сергеев. - Хотя он может дать возможность провокаторам дискредитировать и снимать с постов неудобных кому-то градоначальников. В народных волнениях не стал бы винить во всем мигрантов. Часто причина межэтнических столкновений - это как раз бездействие (или преступные действия) руководителей муниципалитетов".

"Боюсь, что в крупных мегаполисах все подобные случаи не будут интерпретировать как межнациональные конфликты, а будут списывать их как противостояние на бытовой почве, - предполагает эксперт РИСИ Раис Сулейманов, неоднократно лично выезжавший на места межэтнических конфликтов в Татарстане. - Наказание понесут только главы малых городов, райцентров и деревень. В столицах мэр - это политическая фигура, которая может конкурировать по влиятельности с местным губернатором или главой республики. Единственный нюанс в этом законе - это невиновность глав субъектов. И поэтому, если в Казани нечто подобное произойдет, то понесет наказание мэр, а не президент республики. Это позволит многим региональным руководителям снимать неугодных им мэров городов".