"Ереван после долгих колебаний действительно принес в жертву экономическому, финансовому и военно-техническому сотрудничеству с Россией интеграцию в ЕС. Когда принималось решение, в Армении отчетливо понимали - этот шаг благоприятен для развития экономики страны, понимали, что гарантии безопасности ей дает не Евросоюз, а Россия. Это не могло не повлиять на итоговое решение. Да, я считаю, выбор в пользу Таможенного союза отвечает национальным интересам армянского народа. Армения в очередной раз подтвердила, что является надежным союзником России", - заявил в интервью газете "Ноев Ковчег" I секретарь ЦК КП Армении 1988-90 годов, Чрезвычайный и Полномочный посол Сурен Арутюнян.

По его словам, решение Армении о присоединении к Таможенному союзу - это сигнал о том, что Евразийский союз привлекает страны бывшего Союза больше, чем Европейский. "Показательно, что в Европейском союзе все основополагающие решения делегируются Брюсселю, и могут быть приняты помимо воли той или иной страны. В Евразийском союзе решения принимаются только при строгом консенсусе, согласии всех участников", - отметил последний руководитель Советской Армении.

Рассуждая о том, какие главные задачи стоят сегодня перед лидерами современной Армении, Сурен Арутюнян отметил: "Суверенитет Армении во многом зависит от союза с другими государствами, более сильными и имеющими свои геополитические интересы в регионе Южного Кавказа. При этом всегда надо понимать, что Карабах - это не просто территория с проблемными отношениями с Азербайджаном, но и народ, доказавший свою принципиальную позицию - до конца отстаивать свою национальную независимость. Также как доказал свою историческую верность России. Очевидным является простая истина, что любой в Армении, давший согласие на отвод войск и сдачу Карабаха, обрекает себя на политическую смерть".

Последний руководитель Армянской ССР также отметил, что его беспокоит растущая политическая апатия в армянском обществе, состояние безразличия, равнодушия, отсутствие интереса к окружающему. "Это весьма негативно сказывается на положении дел в республике. К сожалению, сегодня у нас нет современной национальной идеологии. Наше молодое государство живет без идеи двадцать с лишним лет. В результате мы не знаем, какую страну мы строим, какие стратегические цели ставим. Народ должен видеть цель и консолидироваться вокруг нее", - считает он.

Сурен Арутюнян также рассказал о том, как сложилась его жизнь после развала СССР и каково жить на два государства, являясь гражданином Армении и России одновременно. "Однозначно отвечаю: я не чувствую разлада, мне кажется, я всегда был цельным человеком. Армения - моя любимая и незаменимая Родина. Здесь я вырос, формировался как человек, и армянский дух из меня не выдавить. Вместе с тем 40 лет сознательной жизни прошли в России, в Москве. Годы работы в Москве были насыщенными событиями. В силу служебного долга я работал в центральных комсомольских, партийных, государственных органах. Россия для меня родная страна. Не случайно у меня двойное гражданство: я гражданин Республики Армения и гражданин Российской Федерации. Когда пишу, рассуждаю, я не говорю о России, как человек со стороны. Это моя страна, я ей не чужой. И если я порой говорю о России резко, нелицеприятно - это слова человека о своей родной стране. Короче, раздвоения в себе я не чувствую. Для меня Армения и Россия - единое целое. Есть такие узы, которые разорвать невозможно - это смерти подобно".

При этом он сообщил, что является единственным руководителем Армении, живущим сегодня в Москве, который в течение последних лет, с 2006 года и по сей день, ни разу не приглашался ни на одно официальное мероприятие, проводимое армянским посольством в Москве: ни на вечера памяти 20-летия землетрясения в республике, ни на открытие армянского храма в Москве. "Можно было бы этот перечень продолжить. Кстати, российские власти приглашают меня на все знаменательные мероприятия в Москве", - сообщил Сурен Арутюнян. По его словам, в 2006 году он ушел в отставку с должности Чрезвычайного и Полномочного Посла, постоянного и полномочного представителя Армении в органах СНГ, но в Армении ему не была выделена никакая пенсия.

"Я был фактически лишен возможности к элементарному существованию", - сказал Арутюнян. "Это нынешние президенты республики уходят со своего Олимпа с солидным, даже вызывающим капиталом, приобретенном на высшем государственном посту, резиденциями. Хорошо, что оформили мне рядовую, гражданскую пенсию в России в 2006 году. Могу сказать, живу скромно, но честно. Могу, к слову, привести пример Муталибова, бывшего первого секретаря Азербайджана, президента республики. Он был избран президентом Азербайджана в 1991 году. Однако, менее чем через год был смещен с поста. Покинул страну на российском военном самолете. Все 20 лет вынужденной эмиграции в России он практически безвыездно жил в Москве в связи уголовным преследованием в Азербайджане. В вину ему вменялась ходжалинская трагедия и подготовка государственного переворота в сентябре-октябре 2001 года. Несмотря на столь тяжкое уголовное преследование, высшее руководство Азербайджана разрешило Муталибову вернуться из эмиграции в республику. Парламентом республики в 2012 году был принят закон об обеспечении Муталибова и членов его семьи. Он был освобожден от административной и уголовной ответственности, ему была выделена ежемесячная пенсия в размере 50% от заработной платы главы государства, плюс еще 20% на представительские расходы. Закон также предусматривает предоставление ему автомобиля, водителя и трех телохранителей".